Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
О КАФЕДРЕ

Сегодня кафедра входит в состав Института  фундаментального образования  НИУ МГСУ и занимает одно из ведущих мест в обучении русскому языку как иностранному среди технических вузов Москвы.

С 1996 г. по настоящее время кафедрой руководит Светлана Николаевна Белухина, кандидат педагогических наук, доцент. С.Н. Белухина – автор технологии лексикографирования терминов в словарях рецептивно-продуктивного типа, один из авторов «Словаря терминов современного предпринимательства», «Словаря терминов инженерно-строительной отрасли», объяснительного словаря «Строительная терминология» и программы по курсу «Русский язык и культура речи» для нефилологов, которая рекомендована для использования в технических вузах России.

С 2000 года кафедра является членом Российской организации преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Преподаватели кафедры принимают активное участие в международных и всероссийских научно-практических конференциях, научных семинарах и международных конгрессах МАПРЯЛ и АСПРЯЛ, регулярно публикуют статьи по проблемам преподавания русского языка.


    ***
  

О работе кафедры, о ее иностранных студентах газете "Строительные кадры" рассказывает заведующая кафедрой, профессор  Светлана Николаевна Белухина,  которая возглавляет кафедру уже 20 лет. 

Корр.:  Светлана Николаевна, каким образом меняется контингент иностранцев, обучающихся на кафедре РКИ? 

С.Н. : В 90-е годы у нас было много студентов из Европы, были большие землячества – кубинское, турецкое, немецкое, чешское, болгарское. С 2000 года к нам стало приезжать больше студентов из Африки и Азии, сейчас у нас учится много студентов из Китая и Вьетнама, есть студенты из Непала. В 2015 году мы приняли большую группу ребят из Афганистана, также впервые за много лет к нам приехали кубинцы. В 2015 году мы возобновили работу летней школы для студентов-архитекторов и инженеров из стран ЕС. Например, летом 2015-2016 годов в нашей школе проходили обучение студенты из Германии, Польши, Франции, Болгарии, Греции Австрии, Италии, а также из Мексики и Южной Кореи. Многие из них уже немного говорят по-русски и приехали не только на архитектурную практику, но и подтянуть язык. Другие только приступают к изучению русского языка. И мы надеемся, что в будущем эта тенденция сохранится, и мы будем принимать слушателей и стажеров из Европы наряду с другими странами мира. 
 
Корр.: Каким студентам труднее всего учить русский язык?
С.Н:
Труднее всех приходится студентам, у которых родной язык относится к так называемым тоновым языкам (китайский, вьетнамский языки). Им сложно адаптироваться к русской фонетике и поэтому им в идеале необходимо гораздо больше времени на овладение основами языка, чем другим. Слушатели из арабских стран быстрее схватывают язык, но им труднее дается письмо и система русской грамматики. Вообще каждый случай индивидуален,  и многое зависит не только от профессионализма преподавателя и способностей ученика, но прежде всего от желания студента трудиться, от его самодисциплины. 
 
Корр.: Кто такой преподаватель русского языка как иностранного?
С.Б.
Многие думают, что иностранцев может учить любой человек- носитель языка, но это далеко не так. Существует специальная методика преподавания русского языка как иностранного, и она отличается от преподавания русского языка, например, в русской школе. Здесь нужны специальные знания и не только. Должны быть большое желание донести свой язык до иностранца, любовь к своей работе, потому что работа эта очень тяжелая, требуется большое терпение и нестандартные подходы. Кроме того, преподаватель РКИ должен знать хотя бы один язык-посредник. На нашей кафедре преподаватели на начальных этапах обучения иногда используют английский или французский языки, но вот, например, в этом году пришлось прибегнуть и к испанскому языку для кубинцев и к фарси для афганцев. Также преподаватели должны понимать какие-то важные особенности родных языков студентов, на что можно опираться в их родных языках, а на что невозможно. Например, во многих языках нет падежей, мужского, женского рода и т.д. Кроме того, преподаватель РКИ, по сути, первый русский человек, который в полной мере представляет нашу страну, ее культуру, людей. Именно от него иностранцы получают первую информацию о стране, о ее истории, обычаях, правилах поведения. Иногда приходится работать и «родителем», потому что большинство наших учащихся – это очень молодые люди, оказавшиеся в незнакомой стране и не знающие, где что купить, что делать в случае каких-то проблем. 
 
Корр.: Изучают ли студенты только язык специальности или их интересует более широкий круг вопросов?
С.Н.
Изучение любого иностранного языка предполагает включение в программу лингвострановедческого аспекта: знакомство с историей и культурой страны изучаемого языка, чтение оригинальной литературы на языке. К сожалению, количество учебных часов ограничено программой курса, поэтому преподаватели нашей кафедры ведут активную внеаудиторную работу со студентами. Ежегодно иностранные студенты нашего вуза принимают участие как в московских олимпиадах и конференциях по РКИ, организуемых РУДН, МЭИ, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, МИСиС, РХТУ им. Д.И. Менделеева, так в мероприятиях, проводимых в других городах России. Так, в октябре этого года делегация от МГСУ представляла вуз на V Всероссийском съезде Ассоциации иностранных студентов в Волгограде. Такая деятельность не только формирует коммуникативные компетенции, но и способствует знакомству учащихся с историей, географией, культурой России. И, конечно же, мы получаем дипломы победителей, а это является продвижением бренда НИУ МГСУ, повышает рейтинг нашего вуза.


Кафедра РКИ в 2017-2018 гг. :    
По состоянию на 22 ноября 2017 года языковую подготовку по дополнительной общеобразовательной программе проходят более ста слушателей из следующих стран:

Страна

Всего слушателей (бакалавров и магистрантов)

Сирия

8

Бангладеш

3

 Экв. Гвинея

1     

Марокко

1

Гвинея

1

Саудовская Аравия

3

Иордания

4

Афганистан

17

Ливан

1

Монголия

2

Куба

2

Вьетнам

16

Индонезия

3

Конго

3

Камерун

1

Колумбия

1

Ангола

2

Узбекистан

1

Индия

1

Замбия

7

Кения

1

Палестина

1

Израиль

1

Гана

2

Египет

5

Иран

2

Мьянма

6

Турция

9

КНР

6