Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Высшее строительное образование в России имеет более чем полуторавековую историю.

Первый специализированный гражданский строительный российский вуз был основан в Санкт-Петербурге в 1832 году (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет). Однако основные этапы становления и развития высшей строительной школы приходятся на XX век и неразрывно связаны с историей МИСИ-МГСУ.

В значительной степени становлению высшего строительного образования способствовал опыт, накопленный на Первых Московских строительных курсах, основанных инженером Михаилом Капитоновичем Приоровым в 1897 году. Окончив Николаевскую инженер­ную академию, М.К. Приоров почти всю свою жизнь посвятил педагогической работе, на курсах он преподавал строительное искусство.

Курсы Приорова имели три отделения: техников-строителей, техников путей сообще­ния, землемерное. На курсах обучались представители разных сословий: дети обедневших дворян, духовенства, мещан. Один лишь перечень дисциплин свиде­тельствует о довольно универсальной подготовке техников-строителей: ал­гебра, геометрия, тригонометрия, физика, химия, механика, низшая геодезия, строительные материалы, строительное искусство, гражданская архитектура, история архитектуры и стили, черчение, вентиляция и отопление, водопроводы и канализация, санитарное зодчество и службы, железобетонные конструкции, мосты, портовые сооружения, водные сообщения, технические изыскания, проектирование зданий, рисование, каллиграфия, сметы и отчет­ность, законоведение. И все это за два года обучения. Между первым и вторым годом обучения слушатели в летнее время проходили практику на постройках зданий и дорожных сооружений.

В 1916 г. Первые строительные курсы инженера М.К. Приорова были переименованы в Московские политехнические курсы, в 1918 г., они были закрыты. За двадцать лет своего су­ществования курсы подготовили около пяти тысяч специалистов-строителей.

В начале XX века система среднего образования, находившаяся в ведении правитель­ства, стала расширяться, особое внимание уделялось женскому среднему образованию. Поми­мо традиционно женских специальностей (учитель, воспитатель, сестра милосердия), появи­лись учебные заведения технического профиля, в том числе строительные. Частная инициа­тива играла решающую роль в развитии системы профессионального образования. Так, используя опыт Первых строительных курсов Приорова, в 1902 г. архитектор И.А. Фомин ор­ганизовал первые женские строительные курсы, а в 1905 г. архитектор и археолог Николай Владимирович Марковников (1869-1942 гг.) основал первые женские технические и строительные курсы. Н.В. Марковников в 1914-1919 гг. был главным ар­хитектором Кремля, руководил реставрацией стен и башен. По его проектам построены мно­гие сооружения Малой Окружной железнодорожной дороги, а уже в советское время - посе­лок Сокол, где была предпринята попытка разработать для индивидуальных застройщиков типовые решения домов с применением сборных деталей из дешевых строительных мате­риалов - дерева, кирпича, шлакобетона.

В 1909 г. курсы Фомина и Марковникова объединились и в 1916 г. они были преобра­зованы в женский Политехнический институт с архитектурно-строительным отделением, ос­нователем которого был также Н.В. Марковников. Выпускницы института, получали звания инженера-архитектора и инженера строителя.

В 1907 г. в Москве появилось Среднее строительное училище, основанное группой из 14 человек, которая представляла Товарищество инженеров и педагогов, ставивших своей целью "содействовать промышленному образованию в России, главным образом, по строи­тельной специальности". Членами товарищества были инженеры, архитекторы, педагоги: В.Н. Образцов, Е.Р. Бриллинг, И.В. Рыльский, Н.А. Алексеев, Н.В. Марковников и др. Неко­торые из них в дальнейшем трудились в МИСИ. Организатором Товарищества и бессменным директором среднего строительно-технического училища до 1918 г. был Владимир Нико­лаевич Образцов (1874-1949 гг.). В 1897 году он окончил Петербургский институт путей сообщения. С 1901 г. в Москве, работал в качестве инженера на железнодорожном транспор­те, с 1907 г. увлеченно занимается педагогической работой.

Владимир Николаевич Образцов

При организации Среднего строительного училища Товарищество учредителей под руководством В.Н. Образцова подчеркивало, что его назначение - восполнить пробел в тех­ническом образовании в России путем подготовки специалистов среднего звена, способных работать в качестве архитекторов-строителей при сооружении всякого рода гражданских объектов. Благодаря высокой квалификации всего преподавательского состава, хорошо по­ставленному учебному процессу училище очень скоро стало пользоваться заслуженным ав­торитетом в профессиональных кругах. Учащихся и выпускников его называли "образцовцы" и охотно принимали на работу во все строительные организации Москвы и других горо­дов России. Душой и наставником коллектива преподавателей и учащихся был В.Н. Образ­цов, который сыграл важную роль и в процессе становления нашего вуза. В 1919-1922 гг. он был профессором Московского института гражданских инженеров. В нашем вузе он основал и возглавил факультет Промышленный транспорт, который просуществовал до 1952 г. В 1923-49 гг. В.Н. Образцов, профессор Московского института железнодорожного транспорта (в последствии МИИТ). Он автор более 300 научных работ по комплексному изучению про­блем развития станционного хозяйства, проектированию станций и транспортных узлов, взаимодействию и развитию сети различных видов транспорта. В.Н. Образцов - академик АН СССР с 1939 г, дважды (1942, 1943 гг.) лауреат Государственных премий СССР. Он принимал самое активное участие во всех этапах реорганизации нашего института, будучи деканом факультета промышленного транспорта, не прерывал связи с МИСИ до конца своей жизни.

В 1907-1916 гг. в среднетехническом училище под руководством В.Н. Образцова было четыре отделения: архитектурно-строительное, гид­ротехническое, культур-техническое и дорожно-строительное. Срок обучения четыре года, окончившие получали звание техника соответствующей специальности. На всех отделения изучали математику, механику (теоретическую и строительную), химию, физику, геодезию, строительное искусство, рисование, черчение, каллиграфию, промышленную экономику. В лабораториях проходили занятия по съемке и нивелировке, строительным и гидротехниче­ским работам.

В 1914 гг. в училище обучалось 442 человек (для сравнения в 1908 г. 18 человек) работало 33 преподавателя, все они искали новые, интересные формы и методы обучения, старались развить у юношей интерес к будущей строительной профессии. Они не ограничивались узкими рамками специальности, а стремились привить молодежи любовь к искусству, заботясь о гармоничном развитии личности.

В августе 1915 г., в самый разгар первой мировой войны, при училище были основаны военно-дорожные курсы для рабочих "с целью подготовки их к работам по военно-дорожному делу в районах боевых действий". Курсы были бесплатными, на них принимались рабочие строительных специальностей. С августа 1915 г. по 1 января 1917 г. на курсах было четыре выпуска и их окончило около 200 человек.

В 1917 г. училище преобразуется в Среднее политехническое, с правами государственных учебных заведений, тогда же его возглавил Захар Нестерович Шишкин (1878 – 1948 гг.), который через несколько лет стал первым директором МИСИ, профессором, заведующим кафедрой канализации нашего вуза.

Захар Нестерович Шишкин

В 1919 г. Среднее политехническое училище преобразуется в Первый Московский строительный техникум, который в 1920 г. был приравнен во всех правах к ВТУЗам. В это время для руководства строительным делом в масштабах всей страны создается Комитет государственных сооружений (КОМГОСОР), который развернул в тех сложных условиях послевоенной разрухи строительные, проектно-изыскательные рабо­ты, рассчитанные на перспективу. Молодой советской республике потребовались кадры ин­женеров-строителей, архитекторов, техников, в связи с этим в большинстве вновь созданных политехнических и технологических вузах были образованы инженерно-строительные и ар­хитектурные факультеты и отделения.

В 1918 году в Московском высшем техни­ческом училище (МВТУ) создается инженерно-строительный факультет. В его составе было три отделения: инженерных и гидротехнических сооружений с конструкторской и гидро­технической специальностями, коммунального строительства с санитарно-технической (водопровод, канализация, отопление, вентиляция дорожное дело) специальностью, архитектурно-строительное (специальности: фабрично-заводское и сельское строительство, пла­нировка городов). Деканом инженерно-строительного факультета МВТУ был профессор Па­вел Александрович Велихов - отец известного отечественного ученого, физика-теоретика, академика (1974 г.) Евгения Павловича Велихова.

К 1931 году в России было создано 28 новых втузов - политехнических, технологических, которые носили название практических институтов с трех­летним сроком обучения. В их числе был и Московский Практический строительный инсти­тут - будущий МИСИ, первым директором которого был З.Н. Шишкин; проректором по учебной работе В.Г. Жданов, впоследствии зав. кафедрой физики МИСИ, проректором по хозяйственной работе - В.В. Покровский. Одновременно приступил к подготовке кадров и 2-й Московский практический институт городского и сельского благоустройства им. А.И. Гер­цена. В 1921 году выпуск этого института по архитектурной специальности составил всего 16 человек, по дорожной - 10 человек. В 1922 г. оба вуза были объединены в один Практический строительный институт. Тогда же институту было предоставлено новое здание в Малом Харитоньевском переулке. В тот год в институте было общеобразовательное отделение и пять факультетов: архитектурный, дорожно-транспортный, гидротехнический, торфяной и внешнего благоустройства, обучалось 929 чел. Кроме этого в институте работал вечерний техникум, преобразованный из курсов десятников и техников, существовавших с 1908 года.


Преследуя цель дать стране новых специалистов путем сочетания теории и строи­тельной практики, институт ввел свою схему учебной работы. Первый и второй курсы бази­ровались на теоретической подготовке. На обоих курсах была введена весенняя учебная практика по геодезии, строительно-техническому делу и другим предметам. Летом же сту­денты проходили практику в качестве строительного рабочего (каменщика, бетонщика и т.д.) с защитой отчета по итогам практики. Второкурсники летом работали уже в качестве десят­ника, а на третьем курсе - в качестве старшего техника с решением конкретных практиче­ских и технических вопросов строительства непосредственно по заданию института и с уче­том требований строительного объекта.

Первый выпуск Московского практического строительного института

В 1923 году Москов­ский практический строительный институт был объединен с Московским институтом гражданских инженеров. 14 марта 1923 года состоялось совещание в Центральном Комитете Всероссийского Союза Строительных рабочих, на котором Практический строительный институт представляли ректор З.Н. Шишкин и проф. В.Н. Образцов. В этот день решалась судьба вуза, т. к. был поставлен вопрос о слиянии Московского Института Гражданских инженеров и Московского Практического Строительного института. В резолюции принятой большинством голосов (14 против 2) говорилось: "Принимая во внимание необходимость существования в Москве одного мощного, хорошо снабженного всем техническим и лабораторным оборудованием и преподавательским персоналом, специального Высшего Строительного учебного заведения, предназначенного для выпуска инженеров, подготовленных к обслуживанию нужд строительства, признать целесообразным объединение Практического Строительного института с Московским Институтом Гражданских инженеров". Но уже в августе 1924 институт вошел в состав инженерно-строительного факультета МВТУ, который в 1930 году был реорганизован в Высшее инженерно-строительное училище (ВИСУ).

В конце 20-х, начале 30-х годов в связи с развитием капитального строительства и возрас­тающей потребностью в кадрах, происходит очередная реорганизация в системе профессио­нального образования, включая и строительное. В 1930 г. ВСНХ СССР преобразовал Мос­ковский политехникум в Учебно-строительный комбинат Союзстроя ВСНХ. В его состав вошли также курсы переквалификации техников в инженеров, школа десятников, ВИСУ, сектор заочного отделения. В 1932 г. сектор заочного отделения был реорганизован в Цен­тральный заочный строительный институт, который со временем был признан ведущим в системе заочного строительного образования. Комбинат стал одним из крупнейших учебных заведений страны. К концу 1932 г. в нем обучалось 5 тыс. учащихся, а коллектив преподава­телей насчитывал 700 человек. Здесь были следующие факультеты: промышленно-гражданского строительства, водоснабжения и канализации, теплоснабжения и вентиляции, промышленного транспорта, ирригационный. Срок обучения в вузе от 3,5 до 4 лет. Объеди­ненная промышленно-гражданская специальность являлась самой крупной по численности студентов - 1500 человек. В целом же комбинат был гигантской кузницей кадров, объеди­няющей большой научно-педагогический коллектив и готовивший специалистов от десятни­ков до техников и инженеров. Здание в Малом Харитоньевском переулке было недостаточно для размещения, и в 1932 г. по решению правительства было построено новое, огромное по меркам тех лет учебное здание по Большому Козловскому переулку, которое вуз занимал до 1941 года.

По значимости главным звеном в учебном комбинате был строительный институт. Студенты изучали несколько циклов учебных дисциплин, среди которых большое место от­водилось общественным наукам (ленинизм, философия, политэкономия, основы педагогики и др.). На всех факультетах на этот цикл отводилось по 450 часов, на изучение иностранных языков - 230 часов. Цикл общенаучных дисциплин (высшая математика, физика, общая хи­мия, теоретическая механика) - 790 часов. Цикл общеинженерных наук по количеству учебных часов был дифференцирован с учетом профиля факультета и колебался от 900 до 1200 часов по общеинженерным дисциплинам и от 1740 до 2280 часов - по специальным. Производственная практика занимала до половины учебного времени. В ходе нее преподаватели вместе со студентами участвовали в движении за экономию топлива, металла и т.п., прово­дили работу по пропаганде технических знаний среди рабочих предприятий и строек, участ­вовали в работе по ликвидации неграмотности.

При комбинате была создана аспирантура по подготовке высококвалифицированных специалистов, первый набор составил 20 человек, срок обучения 2 года и 3 месяца. Подго­товка кадров в аспирантуре проводилась по девяти специальностям: организация и механи­зация строительных работ промышленного и жилищного строительства: гидротехнические сооружения и гидравлика; водоснабжение и канализация; теплоснабжение и вентиляция; промышленный транспорт; железобетонные и деревянные конструкции; основания и фунда­менты; строительная механика; проектирование строительных сооружений.

Комбинат располагал хорошо оснащенным оборудованием, лабораториями и учеб­ными кабинетами, имел библиотеку, студенческое общежитие, медицинский пункт, студен­ческий магазин.

Учебный комбинат как комплексное учебное заведение просуществовал три года, до апреля 1933 г., когда учебно-строительный комбинат был реорганизован в Московский инженерно-строительный институт. Этой реорганизации предшествовали следующие события. В 1932 году новые задачи по индустриализации страны обусловили переход к иной системе управления. В связи с этим ЦИК СССР упразднил ВСНХ и создал три общесоюзных Нарко­мата, в том числе Наркомат тяжелой промышленности. Для руководства высшими техническими учебными заведениями было создано Главное управление Наркомтяжпрома, которое 25 декабря 1932 г. принято решение, а в апреле 1933 г. преобразовано в учебно-строительный комбинат в Московский инженерно-строительный институт с рабфаком при нем (МИСИ). Это название наш вуз носил до 1993 года, то есть ровно 60 лет.

Так завершился сложный начальный этап становления Московского инженерно-строительного института в качестве самостоятельного высшего учебного заведения страны.

Составлено по материалам книги
" Московский государственный строительный университет: история и современность"