Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Кафедра «Механизация строительства» (МС) начинает свою историю с июня 2014г. Кафедра МС образовалась путем объединения двух кафедр: «Механическое оборудование, детали машин и технология металлов» и «Строительные и Подъемно-транспортные машины».

Подразделение кафедры МС – бывшая кафедра «Строительные и Подъемно-транспортные машины» была организована в 1938 г. одновременно с организацией факультета «Механизация строительного производства» и называлась кафедрой «Строительные машины». Первое время она работала под ру­ководством организатора и первого декана факультета П.Т. Фролова.

С 1939 по 1942 гг. кафед­ру возглавлял профессор В.К. Белиловский, одно­временно заведовавший родственной кафедрой в Московском институте ин­женеров железнодорожного транс­порта. В этой должности он проработал до 1941 г. - времени эвакуации МИСИ в Новосибирск.

С 1943 по 1945 гг. кафед­ру возглавлял профессор Заслуженный строитель РСФСР П.Т. Фролов.

С 1946 по 1983 гг. кафедру строительных машин возглавлял Заслуженный деятель науки и техники РФ, д. т. н., проф. Домбровский Н.Г. (1898 – 1983). Проф. Н.Г. Домбровский был крупным специалистом в облас­ти экскаваторостроения и основоположником научной школы этого направления. Им были разработаны научно обоснованные предложе­ния по созданию, производству и применению в народном хозяйстве страны мощных и сверхмощных экскаваторов. В области учебной ра­боты его заслугой является подготовка и издание вместе с преподава­телями кафедры (А.А. Вайнсоном, Д.Л. Шагиновым, П.Т. Фроло­вым и др.) первого учебника по строительным машинам, а также ря­да монографий и учебных пособий по теории, устройству и рабочим процессам одноковшовых и многоковшовых экскаваторов. Основ­ным научным трудом проф. Н.Г. Домбровского ко времени его пере­хода на работу в МИСИ была монография "Экскаваторы", которая стала классическим трудом по экскаваторам, широко известной и ис­пользуемой не только в нашей стране, но и за рубежом.

С 1983 по 2001 гг. кафедру строительных и подъемно-транспортных машин возглавлял Заслуженный деятель науки и техники РФ, д. т. н., проф. Волков Д.П. (1923 – 2001). Проф. Д.П. Волков является основоположником теории динамического расчета строи­тельных машин, создателем и руководителем первой в стране научной школы "Динамика, прочность, долговечность и надежность экскаваторов, кра­нов и других строительных и подъемно-транспортных ма­шин", а также научной школы и крупной отраслевой лабора­тории по созданию прогрес­сивных приводов строитель­ных машин на базе многопо­точных планетарных и волно­вых зубчатых передач.

В 1996 г. на базе кафед­ры строительных и подъемно-транспортных машин проф. Волков Д.П. организовал отде­ление "Подъемно-транспортные, строительные, дорожные, горные машины и специальные транспортные средства" Академии проблем качества РФ и был его первым президентом. Основное направление работы отделения - повышение качества и конкурентоспособности отечественной строительной тех­ники и сервисных услуг по ее эксплуатации.

С 2001 по 2014 гг. кафедру строительных и подъемно-транспортных машин возглавлял Заслуженный деятель науки РФ, д. т. н., почетный профессор МГСУ, проф. Кудрявцев Е.М. Он в 1962 г. с отличием окончил механический факультет МИСИ им. В.В. Куйбышева по специальности "Строительные и дорожные машины и оборудование", а в 1968 г. механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности "Математик". Он прошел все стадии роста от работника НИС МИСИ в 1963 г., ассистента, доцента в 1971 г., профессора в 1982 г. до зав. кафедрой МГСУ с 2001 г. по 2014г. В 1969 г. он защитил кандидатскую, а в 1980 г. докторскую диссертации. На данный момент Кудрявцев Е.М. является профессором кафедры МС.

Научными результатами его деятельности являются разработка научных основ комплексной механизации строительства, совершенствование теории и методов моделирования механизированных процессов в строительстве, разработка научно-методологических основ автоматизации проектирования машин. С 2001 г. проф. Е.М. Кудрявцев президент отделения Ака­демии Проблем Качества РФ (АПК РФ) "Подъемно-транспортные, строительные, дорож­ные, горные машины и специальные транспортные средства" (ПТСДГМиСТС).

Преподаватели кафедры активно участвовали в работе научно-технических советов Минпромстроя, Минэнергопрома, Минстройдормаша и др, ведомств.

Кафедра активно принимала участие в подготовке инженеров по специальностям «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины» и «Механизация и автоматизация строительства», при участии кафедры было подготовлено более 270 кандидатов и 20 докторов наук.

За время существования кафедры ее преподавателями издано свыше 30 учебников, 100 монографий и учебных пособий, получено более 130 авторских свидетельств и патентов на изобретения и опубликовано множество научных статей, которые широко известны как в нашей стране, так и за ее пределами.

Подразделение кафедры МС – бывшая кафедра «Механическое оборудование, детали машин и технология металлов» (МОДМТМ) начинает свою историю с июня 2011г. Кафедра МОДМТМ образовалась путем объединения двух кафедр: «Механическое оборудование и детали машин» и «Технология металлов».

Кафедра «Технологии металлов» основана в 1938 г. (зав кафедрой проф. Соколов Н.И.) в составе факультета механизации строительного производства и реорганизована в 1944г. (зав. кафедрой доцент Джунковский Н.Н.) в структуре механического факультета. В дальнейшем заведующим кафедрой являлись докт. техн. наук, проф. Кириллов П.Г. (1959-71 гг.), канд. техн. наук, доцент Зотеев В.С. (1971-84 гг.).

С 1984 по 2011г. кафедрой заведовал докт. техн. наук, проф. Густов Ю.И., на данный момент, являющийся профессором кафедры МС.

Научно-исследовательская работа велась по следующим основным направлениям: триботехника строительных машин и оборудования (научный руководитель профессор Густов Ю.И.); циклическая трещиностойкость строительных сталей и конструкций (научный руководитель профессор Зотеев В.С.); проблемы прочности и механических испытаний металлических материалов (научный руководитель профессор Гудков А.А.); исследование напряженно-деформированного состояния сварных металлических конструкций (научный руководитель профессор Белов В.А).

Важнейшими научно-техническими достижениями кафедры явились разработки технологий повышения износостойкости рабочих органов и узлов трения строительных машин и оборудования, безотходной технологии изготовления деталей методами обработки давлением, разработка методик расчета сварных соединений и металлических конструкций, разработка автоматизированных систем контроля качества продукции, разработка новых износостойких, коррозионностойких и высокопрочных строительных сталей и сплавов и др.

В свою очередь кафедра «Механическое оборудование и детали машин» также образовалась в результате слияния двух кафедр: «Механического оборудования предприятий строительной индустрии» и «Детали машин» в 2008г. Поэтому каждое подразделение кафедры «МОДМТМ» имеет свою богатую историю и заслуживает отдельного внимания.

Кафедра «Механического оборудования предприятий строительных материалов, изделий и конструкций» (МОПСИ) была образована в 1967 г. на базе кафедры строительных машин Механического факультета МИСИ.

Возглавил новую выпускающую кафедру директор ВНИИстройдормаша д.т.н., проф., лауреат Государственной премии В.А.Бауман, который заведовал кафедрой до 1981 г.

В.А. Бауман всю свою профессиональную жизнь cвязал c ВНИИстройдормашем, являясь заместителем директора по научной работе, а затем директором института и заведующим кафедрой МОПСИ МИСИ.

С именем В.А.Баумана связано создание научной школы в области разработки теоретических основ расчета, конструирования, испытания и эксплуатации дробилок, грохотов, бетонорастворосмесителей, дозаторов, вибромашин, обогатительного оборудования и другой строительной техники и подготовки дипломированных инженеров и научно-педагогических работников для строительной индустрии. Его книги “Вибрационные машины в строительстве”, “Строительные машины: Справочник” и др. известны всем специалистам строительной индустрии, студентам и аспирантам вузов РФ и зарубежья В.А.Бауман был членом нескольких диссертационных советов, членом комиссии по Государственным и Ленинским премиям.

С 1981 по 2007 г. заведующим кафедрой был выпускник МИСИ 1954 г. лауреат Премии правительства РФ, доктор технических наук профессор Борщевский А.А. – специалист в области вибрационных машин.

Научно-исследовательская работа (НИР) проводилась кафедрой по тематическим планам головных (отраслевых) министерств и организаций. Основными заказчиками НИР являлись: ВНИИстройдормаш, ВНИИстроммаш, НИПИсиликатобетон, ВНИИстром, НТЦ Строммаш, Моспромстройматериалы, Мособлстройматериалы, завод “Красный октябрь” и др.

Кафедрой МОПСИ получено более 150 авторских свидетельств на изобретение, издан ряд учебников и учебных пособий, опубликовано множество научных и научно-методических статей, подготовлено более 40 аспирантов и один докторант.

Следующее подразделение кафедры МОДМТМ – это бывшая кафедра «Детали машин», которая берет начало с 1932 года, когда под руководством проф. М.М.Щеголева была создана кафедра «Детали машин и теплотехники», спустя некоторое время возникла необходимость в создании самостоятельной кафедры ”Детали машин”, которая была образована в годы войны, в 1944 году. Первым заведующим кафедрой был к.т.н., доцент Р.М.Виноградов. В послевоенные годы кафедра была объединена с кафедрой ”Строительные машины”, а в 1959 году вновь обрела самостоятельность под, руководством проф., крупнейшего специалиста в области зубчатых передач, В.А. Доллежаля. В 1960 году кафедру возглавил выпускник МИСИ 1946 года, докт. техн. наук. проф. Волков Д.П., работающий до этого на кафедре ”Строительные машины”. С этого же года на кафедре открывается аспирантура и расширяется научно-исследовательская работа, которая ведется в сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами и заводами страны. 

С 1983 г до объединения в 2008 г. кафедру «Детали машин» возглавлял проф. В.А. Черкасов, также выпускник МИСИ 1958 г.

Научная работа на кафедре длительное время в основном развивалась в двух направлениях: «Динамика машин» и «Механические передачи». Кроме того, выполнялись работы и по другим научным направлениям (технологии изготовления и ремонта машин (руководитель проф. Л.Н. Воробьев), триботехники (руководитель доц. В.Д. Ванторин), многоопорным поворотным кругам строительных машин (руководитель доц. А.А. Рыбак) и др.).

Первое направление было связано с теоретическими и экспериментальными исследованиями динамики, прочности и надежности строительных машин, механического оборудования предприятий стройиндустрии и мощных горных машин и оборудования под научным руководством профессоров Волкова Д.П. и Черкасова В.А.

Второе направление в основном было связано с теоретико-экспериментальным исследованием и созданием механизмов для строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин и машин механического оборудования с применением прогрессивных типов механических передач под научным руководством профессоров Волкова Д.П. и Крайнева А.Ф., а затем старшего научного сотрудника Бондаренко С.В.

В 2008г. произошло объединение кафедр «Механическое оборудование» и «Детали машин» в кафедру «Механическое оборудование и детали машин», сотрудникам которой удалось сохранить и совместить традиции двух кафедр.

Кафедру МОиДМ возглавил профессор, к.т.н. Степанов М.А., выпускник кафедры МОПСИ, а в июне 2011 г. он же принял на себя руководство объединенной кафедрой «Механическое оборудование, детали машин и технология металлов».

В настоящее время Степанов М.А. является профессором кафедры МС.

В июне 2014 г. кафедры «Механическое оборудование, детали машин и технология металлов» и «Строительные и Подъемно-транспортные машины» были объединены в единую кафедру «Механизация строительства».

С момента создания объединенной кафедры и до сентября 2014 г. кафедру МС возглавлял Степанов М.А. 

В сентябре 2014 г. руководителем кафедры был назначен к.т.н. Капырин П.Д., успешно исполнявший эти обязанности до июля 2016 г. В июле 2016 г. на должность заведующего кафедрой МС был приглашен д.т.н. Шарапов Р.Р., работавший до этого заведующим кафедрой подъемно-транспортные и дорожное машины (ПТиДМ) Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова).





Научные школы, действующие при кафедре МС

Научная школа:

РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ И МЕХАНОВООРУЖЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Лидер школы:

КУДРЯВЦЕВ Евгений Михайлович (р.1940), д.т.н., проф., Заслуженный деятель науки РФ, президент отделения Академии Проблем Качества РФ, зав. кафедрой строительные и подъемно-транспортные машины с 2001 по 2014 гг.

Основатели школы:

ДОМБРОВСКИЙ Николай Григорьевич (р. 1898-1983), д.т.н., проф., Заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат Государственной премии, в МИСИ (МГСУ), зав. кафедрой с 1946 по 1983 гг.

ВОЛКОВ Дмитрий Павлович (1925-2001), д.т.н., проф., Заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат государственной премии, в МИСИ (МГСУ), зав. кафедрой с 1983 по 2001 гг.


Научная школа:

СОЗДАНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ РУЧНЫХ МАШИН ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ МЕТОДАМИ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И РУЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Лидеры школы:

ГОЛЬДШТЕЙН Борис Григорьевич – лауреат гос. премии СССР; к. т. н., зам. директора по научной работе НПО ВНИИСМИ, президент ассоциации производителей и торговых представителей электроинструмента (РАТПЭ); почётный доктор МГСУ;

ДРОЗДОВ Анатолий Николаевич – действительный член Академии проблем качества, к. т. н. профессор МГСУ, руководитель корп. кафедры «ММС»;

СТЕПАНОВ Виталий Вячеславович – старший научный сотрудник корп. кафедры «ММС», к. т. н.

Основатели школы:

ГОЛЬДШТЕЙН Борис Григорьевич – лауреат гос. премии СССР; к. т. н., зам. директора по научной работе НПО ВНИИСМИ;

АЛЕШИН Николай Иванович к. т. н. профессор – строительно-отделочные машины;

АФАНАСЬЕВ Александр Алексеевич, зав. кафедрой технологии строительного производства д. т. н. профессор – вибраторы;

БЕЛЯЕВ Юрий Васильевич, д. т. н. профессор – ручные машины ударного действия;

МОСТКОВ Владимир Михайлович, зав. кафедрой д. т. н. профессор – ручные машины ударного действия.