Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

НИУ МГСУ предложил Концепцию подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года

НИУ МГСУ предложил Концепцию подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года

НИУ МГСУ предложил Концепцию подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года
25.08.2022

Строительство – формирующая более 5.7% валового внутреннего продукта (ВВП) системообразующая отрасль с количеством занятых более 6.2 миллиона человек, без которой невозможно развитие городов, регионов и страны в целом. Введенные против Российской Федерации санкционные ограничения, сворачивание взаимодействия с западными странами требуют нового вектора стратегических управленческих решений, способных резко нарастить интеллектуальный потенциал и инженерные компетенции российского строительного комплекса – основного драйвера повышения качества жизненной среды и снятия инфраструктурных ограничений развития экономики страны. Особенностью строительной отрасли является значительный антикризисный и мультипликативный эффект. Развитие строительства, по существу, гарантирует развитие других отраслей экономики (промышленности, торговли, социальной сферы, сферы услуг и др.), одно рабочее место в строительстве формирует пять-шесть рабочих мест в смежных сферах и в кризисные времена их поддерживает.

Анализ мировых трендов развития экономики позволяет сформулировать новый комплексный подход к строительной деятельности как к формированию построенной жизненной среды на основе принципов безопасности, экоустойчивости, здоровьесбережения и непрерывной интеграции новых технологий, в том числе цифровых. Управление построенной средой должно осуществляться при помощи «цифровых двойников» объектов, объединяющих информационную модель объекта и модели происходящих в нем процессов. Все это позволяет заключить, что строительство будет представлять собой высокотехнологичную и наукоемкую отрасль, требующую опережающей подготовки кадров нового поколения.

Огромное разнообразие работ требует привлечение кадров с самой разной квалификацией, и в настоящее время процесс подготовки кадров осуществляется в рамках среднего профессионального образования (СПО), высшего образования (ВО) и дополнительного профессионального образования (ДПО). Вместе с тем, за последнее десятилетие обеспеченность строительных организаций специалистами с ВО, имеющими необходимые компетенции, снизилась почти в 1.5 раза, выросла доля лиц пенсионного возраста и одновременно сократилась доля персонала в экономически активной возрастной категории до 40 лет. По различным оценкам, дефицит инженерных кадров и других специалистов с профильным ВО в отрасли составляет свыше 100 тысяч человек. Существенна нехватка квалифицированных специалистов рабочих специальностей – более 80% рабочих не имеют профильного СПО. В целом, для достижения национальных целей по строительству инфраструктурных, социальных объектов, обеспечения ввода жилья не менее, чем 120 миллионов квадратных метров к 2030 году, необходимо дополнительное привлечение от 1 до 2 миллионов работников различной квалификации. Еще одним глобальным, беспрецедентным для постсоветского периода развития строительной отрасли вызовом является необходимость восстановления тысяч поврежденных или полностью разрушенных строительных объектов на территориях Донецкой и Луганской народных республик – европейских, по сути, государств со сложной застройкой, плотной сетью коммуникаций, развитой промышленностью и благоприятными климатическими условиями.

Увеличение объемов строительства и ликвидация дефицита трудовых ресурсов в строительной отрасли прямо зависят от производительности труда, уровня безопасности производства работ, применения высокопроизводительного оборудования, внедрения современных методов организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, расчетного обоснования, градостроительного планирования и строительства. Все большее значение для решения кадрового вопроса в строительстве приобретают высокие технологии.

Современная отраслевая система образования формировалась в конце прошлого – начале нынешнего веков, с учетом актуальных в те годы вызовов, экономических и геополитических реалий, идей и принципов, заложенных в Болонской декларации, частично отразившихся в российском законодательстве. При этом следует отметить тот факт, что в 90-е годы прошлого века произошел «демонтаж» начального профессионального образования (системы профессионально-технических училищ (ПТУ)), что привело к резкому сокращению подготовки рабочих кадров. Широкое распространение получили программы ДПО (повышение квалификации и профессиональная переподготовка), однако отсутствие минимально закрепленных требований к содержанию и формату таких программ в ряде случаев приводит к нестабильности уровня получаемой квалификации.

Предметом острых дискуссий в отрасли остается переход системы ВО к уровням бакалавр и магистр. Это дискуссия существенно интенсифицировалось после того, как в мае – июне 2022 года было заявлено о выходе Российской Федерации из Болонской системы. Некоторые работодатели декларируют неготовность к трудоустройству выпускников с квалификацией бакалавра и их эффективному включению в производственный процесс, считают четырехлетний срок обучения недостаточным для полноценной подготовки выпускников к профессиональной деятельности. Кроме того, квалификации бакалавра недостаточно для занятия ключевых позиций в профессиональной сфере. Магистратура, рассматривавшаяся как специальный уровень углубленной и специализированной подготовки, не стала таковым повсеместно ввиду отсутствия организационных, кадровых, научных , методических и материально-технических ресурсов у значительной части вузов. Более того, в условиях постоянной трудовой занятости значительной части обучающихся по программам магистратуры (ранее – выпускников программ бакалавриата) очная форма обучения здесь фактически в существенной степени стала очно-заочной, что, как правило, не может обеспечить требуемого качества образования. Идея межпрофильного трека – бакалавриат по одному направлению подготовки, магистратура по другому направлению – во многом была обесценена невозможностью качественно подготовить кадры для отрасли за два года без базового профильного образования.

Система строительного образования, подведомственная Минобрнауки России, включает семь профильных вузов: Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Томский государственный архитектурно-строительный университет, причем за последние 10 лет общее количество профильных вузов сократилось в 2 раза. Кроме того, система строительного образования по состоянию на 2020 год включает около 200 прочих вузов и их филиалов, реализующих в том числе образовательные программы СПО, ВО и ДПО. Также подготовку кадров для строительной отрасли осуществляют 1260 колледжей, организаций ДПО и научных организаций различной ведомственной принадлежности, частных образовательных организаций и учебных центров. Ежегодный выпуск составляет до 30 тысяч человек по программам ВО и до 45 тысяч человек по программам СПО. Формирование требований к структуре и содержанию программ подготовки кадров для строительной отрасли осуществляется при участии федеральных учебно-методических объединений (ФУМО).

В 2021 году на базе НИУ МГСУ при поддержке Минстроя России был создан Отраслевой консорциум «Строительство и архитектура» (далее – Консорциум), в состав которого вошли все профильные вузы, научные организации, Российская академия архитектуры и строительных наук, отраслевые и межотраслевые объединения работодателей (Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, Национальное объединение строителей, Российский союз строителей). Позднее НИУ МГСУ во взаимодействии с Консорциумом на конкурсной основе стал участником программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Цель разработки Концепции подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года (далее – Концепция) – совершенствование формирования и укрепление кадрового потенциала строительной отрасли для обеспечения эффективности национальной экономики, содействия достижению национальных целей и реализации стратегических национальных приоритетов, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также других документах стратегического планирования в сферах научно-технологического, социально-экономического и ин-формационного развития, обеспечения национальной безопасности, региональной и миграционной политики (в части касающейся), в том числе в Стратегии развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года.

Основание разработки Концепции – это соответствующее поручение Попечительского совета НИУ МГСУ, состоявшегося 30 марта 2022 года под председательством Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э. Файзуллина (протокол ПС/2-пр (543-ПРМ-ИФ) от 30 марта 2022 г.).

Содержание Концепции раскрывает текущие состояние и потенциал развития строительного образования в Российской Федерации, современные тенденции и перспективы развития строительного образования в мире, определяет ключевые цели, задачи, инструменты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области строительного образования. Документ призван стать основой для организации деятельности вузов, колледжей и техникумов, организаций ДПО, осуществляющих подготовку кадров для строительной отрасли, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся указанные образовательные организации.

Аналоги Концепции в других отраслях – Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 255-р, и Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р.

Обсуждение проекта Концепции к настоящему времени проводилось на Красноярском градостроительном форуме «Развитие строительной отрасли Российской Федерации» (Красноярск, 21-23 июня 2022 года), совместном заседании комиссий (Комиссии по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала и Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве, технологического и ценового аудита) Общественного совета при Минстрое России (Москва, 17 августа 2022 года), а также в Минстрое России, организациях – членах Консорциума.

В настоящее время НИУ МГСУ и Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) ведут подготовку плана («дорожной карты») реализации Концепции.

Строительная Газета