Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

В Государственной Думе прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования

В Государственной Думе прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования

В Государственной Думе прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования
27.06.2022

27 июня 2022 года в Государственной Думе под председательством Вячеслава Володина прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в РФ.

В дискуссии приняли участие ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенческого сообщества, работодателей, региональных органов власти, эксперты, лидеры фракций. В мероприятии приняли участие ректор НИУ МГСУ Павел Акимов и проректор НИУ МГСУ Олег Игнатьев.

Речь о необходимости широкого обсуждения вопроса выхода из Болонской системы и возможных последствиях такого шага шла на пленарном заседании 7 июня.

В ходе слушаний Председатель ГД обратил внимание ректоров и представителей вузовского сообщества на важность критерия качества, а не количества в системе образования, недопустимость антироссийской пропаганды в образовательном процессе, а также предложил проводить курсы повышения квалификации специалистов только на базе ведущих вузов страны и отдавать приоритет практическим очным занятиям, а не онлайн-обучению.

«Когда речь пойдет о принятии решений по итогам слушаний, будем инициировать изменения в законодательство», — добавил Вячеслав Володин.

Принципы национальной системы образования

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что для успешного развития системы образования необходимо уделить внимание всем его ступеням — от школы до вуза. По его словам, в отечественном высшем образовании есть хорошие традиции в обучении математиков, физиков, инженеров и такую модель обучения можно распространить на все сферы.

Кроме того, присоединение к Болонской системе не привело к автоматическому признанию российских дипломов — эта работа ведется системно на основе многосторонних соглашений, подчеркнул Валерий Фальков. «Важно, чтобы академическая мобильность развивалась на принципах и по модели, которые в первую очередь соответствуют интересам нашей страны, чтобы мы не стали интеллектуальными донорами других стран», — подчеркнул он.

В своем выступлении Министр назвал ключевые принципы новой системы национального высшего образования. Первый — направленность всей системы на развитие интересов страны, достижение национальных целей. В реалиях сегодняшнего дня это обеспечение технологического суверенитета, отметил Валерий Фальков.

Второй принцип — открытость, развитие отношений со всеми, кто в этом заинтересован; третий фундаментальность. Как отметил Министр, залогом качества образования должно стать сочетание фундаментальности и практичности.

Четвертый принцип — гибкость: она должна исходить из запросов экономики, работодателей, считает Валерий Фальков. Помимо этого важна практичность: образование должно быть востребовано, добавил Министр.

Новые траектории

Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий на слушаниях отметил, что во многих областях знаний получение квалификации магистра за два года без соответствующей базы привело к ухудшению качества образования.

Также он предложил рассмотреть несколько траекторий развития высшего образования в России. Первая — специалитет на пять–шесть лет с получением одной или двух квалификаций. Этот вариант он считает приоритетным: так надо готовить специалистов для высокотехнологичных и имеющих государственное значение отраслей.

Вторая — бакалавр + магистр по интегрированным специальностям: это целесообразно также для наукоемких, высокотехнологичных направлений подготовки. Вариант предполагает возможность выхода с траектории после диплома бакалавра, однако статистика МГУ показывает, что 90% выпускников предпочитают именно эту модель, тем самым вариант прошел проверку временем, добавил Виктор Садовничий.

Третья — оставить доминирующую сейчас модель бакалавриата в четыре года с отдельными правилами приема: она преимущественно нужна для иностранных граждан.

«Конечно, не должны быть ущемлены права тех, кто сейчас учится», — заключил Виктор Садовничий.

Председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев назвал ключевой фигурой в системе образования преподавателя. По его словам, следует обеспечить педагогам достойное финансовое вознаграждение.

Помимо этого важнейшим показателем качества высшего образования является способность выпускника университета самостоятельно вырабатывать и принимать решения, эффективно действовать во всех сферах производственной и общественной жизни в отсутствие жесткого контроля и принуждения, следуя при этом принятым в российском обществе духовно-нравственным идеалам, добавил депутат.

Дистанционное образование: быть или не быть?

Дискуссия не обошлась без вопросов об онлайн-обучении. Председатель ГД обратил внимание Министра на то, что «диванное образование в сфере подготовки врачей, летчиков, инженеров может привести к плохим последствиям». Валерий Фальков с заявлением согласился.

«Практическая, проектная деятельность — ее, как ни пытайся, не организуешь удаленно. Это и было самым сложным: когда инженер не мог прийти во время ковида на соответствующий полигон и нормально руками поработать, позаниматься. Это само собой, это святое», — подчеркнул Валерий Фальков.

Озабоченность этим разделил и ректор МГУ.

«Очные занятия в присутствии руководителя, создание научных школ, чем была богата наша страна, — это наше будущее. И конечно, никакие дистанционные формы этого не заменят. Все мы вырастали в школах Колмогорова, Седова и так далее. Это было очень важно — ходить по коридорам со своим учителем и обсуждать, что делать», — отметил Виктор Садовничий.

Будущее Болонской системы

С выходом России из Болонской системы студентам не стоит бояться непризнания дипломов. В этом Валерий Фальков также заверил участников слушаний.

«Иными словами, членство в Болонской системе не подразумевало признания дипломов. А на это влияет двустороннее соглашение либо межвузовские коммуникации», — отметил Вячеслав Володин.

«У нас есть 43 соглашения — именно на основе них принимаются решения. Нет ни одного пока случая, где бы мы сделали шаг назад», — добавил Министр.

Мнение вузовского сообщества

Ректор СПбГУ Николай Кропачев заявил, что должны дать возможность пользоваться публичной собственностью вузов всем, но на основе правил, установленных на федеральном уровне. Также он обратил внимание на то, что мобильности и единообразия не удалось до сих пор добиться в системе высшего образования России.

Новая модель должна учитывать традиции, «мегапредметность», практикоориентированность и новые вызовы, отметил ректор МГЮА им. О.Е. Кутафина Виктор Блажеев. «Бакалавр — это незавершенное высшее образование», как в советское время, считает он, а магистратура должна быть «дополнительной опцией, ступенью в карьерном росте».

Ректор ПМГМУ им. И.М.Сеченова, Председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений Петр Глыбочко обратился с просьбой убрать слово «услуга» из законодательства о медицинской деятельности. «Мы оказываем медицинскую помощь», — подчеркнул он.

Вячеслав Володин поддержал предложение. «Это самое малое, что мы можем сделать для медицины. Договорились», — сказал Председатель ГД.

Председатель Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки, президент РУДН Владимир Филиппов отметил, что Россия реализует самый большой специалитет среди всех стран, где реализуется эта система. Он напомнил, что еще два года назад на Совете при Президенте обсуждали, в какую сторону двигаться от системы 4+2.

Позиция фракций

Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов отметил важность формата больших парламентских слушаний «для осмысления проблем и принятия верных решений и достойных законов» . Он поблагодарил Председателя ГД Вячеслава Володина за инициативу их проведения.

«Грубой ошибкой было принудительное введение в России системы «бакалавр–магистр» федеральным законом от 2007 года. Это решение принималось по идеологическим мотивам. Российская политическая элита тогда хотела прорубить в Европу не окно, но целые ворота для своих детей», — заявил Первый заместитель Председателя Комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин (фракция КПРФ).

По мнению депутата, «мы должны стремиться к международным стандартам, если они превышают наши собственные. Если же наши стандарты выше международных, ориентироваться на них не следует».

Заместитель Председателя ГД от фракции «Единая Россия» Петр Толстой заявил о том, что уже в осеннюю сессию парламентарии могут выйти на принятие законодательных решений, которые меняют принципы высшего образования и образования в целом в нашей стране.

«Идеи, ради чего человек должен учиться, чему он должен служить, гражданской позиции, к сожалению, нет ни у преподавателей, ни у студентов», — посетовал Петр Толстой.

Также заместитель Председателя ГД призвал снижать зависимость российских ученых от мнения западного научного сообщества и не оценивать их достижения по наличию зарубежных публикаций.

Первый заместитель Председателя Комитета по науке и высшему образованию Александр Мажуга отметил, что ключевой вопрос, который необходимо рассматривать при реформировании системы высшего образования, — это гибкость образовательных программ, практикоориентированность, вопросы академической мобильности.

«Самое главное — чтобы наши преподаватели работали комфортно и продуктивно. Важно обратить внимание на нормативы педагогической загрузки. Наша задача — снять все возможные законодательные, бюрократические барьеры, создать условия для устойчивого развития этой сферы», — отметил Александр Мажуга.

По словам руководителя фракции ЛДПР, Председателя Комитета по международным делам Леонида Слуцкого, у России появился шанс вернуться к лучшей системе образования, которая когда‑либо существовала.

«Мы должны поставить четкий диагноз тому эксперименту, который мы ставили на молодежи два десятка лет», — добавил Леонид Слуцкий.

Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов в своем выступлении особо подчеркнул, что «высшее образование должно быть бесплатным везде и для всех, особенно первое». По его словам, это крайне важно в стратегических отраслях.

Парламентарий также поддержал предыдущих выступающих, заявив, что при реформировании системы высшего образования необходимо руководствоваться здравым смыслом и интересами России.

По мнению руководителя фракции «Новые люди» Алексея Нечаева, не важно, сколько лет учить, — важно, чему и как. А бюджетные деньги лучше тратить не на лишний год обучения, а на ремонт общежитий и другие насущные нужды, считает депутат. Алексей Нечаев считает, что дискуссия о том, была ли в РФ Болонская система, — просто размытый мыльный пузырь. По его словам, в РФ стоит проблема качества высшего образования.

Государственная Дума РФ