Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Поздравляем с Днем психолога

Поздравляем с Днем психолога

Поздравляем с Днем психолога
22.11.2023

Как бы всем легче жилось, если бы хотя часть из нас была психологами…сколько барьеров недопонимания удалось бы если не снять, то хоть чуть - чуть приподнять(с)

Фраза принадлежит знаменитому психиатру, ученому, философу Эрику Фромму.


Многие люди обладают устойчивыми стереотипами о работе психологов, представляя таковую исключительно в виде общения с ноющими, недовольными жизнью клиентами и разбором их эгоистичных и малозначительных проблем

Все это стереотип и большое заблуждение.

1. Психология – многогранная наука

Десятки направлений и ответвлений, таких как: нейропсихология и нейролингвистика, юридическая и социальная психология, возрастная и педагогическая, экспериментальная и детская психология, бихевиористика, гештальтпсихология.

2. Психология – это про гармоничную коммуникацию.

Люди не понимают друг друга. Проблема стара как мир. Причин много: разные типы восприятия информации и модели социологической реальности. У всех свое, индивидуальное инфополе, собственная культурная идентичность и психотип. Но находить понимание все равно приходится, от этого зависит физическое выживание нашего вида. Не поняли друг друга – ругань, ссора, конфликт, переходящий в прямое столкновение и последующее за этим гарантированное взаимное уничтожение. Так не годится, нужно другое решение. На такой случай существует психология общения, которая учит преодолению барьеров коммуникации, правильной постановке вопросов, рефлексивным беседам, вовлеченности и включенности в собеседника, эмпатии и мн. др.

3. Психология – это про педагогику

Сложность работы с детьми и подростками заключается в том, что они с точки зрения психологии являются акцентуантами. Акцентуация характера, это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте и связано с массой разных факторов – гормональная перестройка, регулярные биохимические изменения в организме в период бурного роста и т.д.
Знание типа акцентуации характера важно, как при диагностике стадиального развития учеников, так и в оценке случаев неадекватного поведения, отставания в учебе или социальных девиаций конкретных учащихся.

Отметим также, что дети в процессе роста проходят массу стадий развития, которые сопровождаются трансформацией личности, изменениями характера и темперамента, скачками аффекта, нестабильностью настроения, порой подавленностью и депрессиями.

Как же ученику со всем этим совладать?

Поможет возрастная психология, одно из направлений «большой» психологии! Работникам образовательных учреждений категорически необходимо владеть и социальной психологией, которая дает возможность: анализировать иерархию взаимоотношений в классе или на учебном курсе, оценивать психологическую атмосферу в классе, уровень мотивации обучающихся и степень удовлетворенности выбором будущей профессии, предотвращать конфликтные ситуации и тяжелые последствия таковых.

4. Психология – это про эмоциональную защиту.

Все есть манипуляция и ничто не манипуляция. (с) Лев Выготский.

Мы регулярно сталкиваемся с манипуляциями. Любая коммуникация, так или иначе, имеет манипулятивный элемент. Вопрос в том, кто, как и с какой целью вами манипулирует. Существует масса вариантов тяжелой и деструктивной манипуляции, сознательной или случайной. Синдром жертвы, комплекс выученной беспомощности, обесценивание, внедрение психовирусов и токсичных шизофреногенных паттернов, расщепляющих сознание жертвы и мн. др. Все эти техники используются энергетическими вампирами, людьми с нарциссическими или пограничными расстройствами личности, профессиональными манипуляторами: рекламщиками и маркетологами, СМИ и политтехнологами.

Как в такой ситуации сохранить здравый рассудок и целую нервную систему?

Психология коммуникаций и нейролингвистика учит выстраивать психоэмоциональную защиту, бороться с искажениями сознания, вычислять деструктивную и манипулятивную коммуникацию, выходить из под токсичного воздействия, делать эмоциональную разрядку и детоксикацию .

5. Психология – это про контроль и осознанность.

Знакомый жалуется – «постоянно опаздываю, ничего не успеваю, все из рук валится, в доме все вверх дном… А у других все всегда летает, пунктуальность зашкаливает, дело горит».

Родились под счастливой звездой наверно? Нет! Дело в управлении своим временем и ресурсами личности. И опять - таки психология нам в этом содействует. Время – это функция сознания. Везде просыпаете и опаздываете, значит, что - то не так происходит в вашей голове, а уж потом проецируется на реальность. Тайм – менеджмент, искусство управления временем относится к организационной психологии. Матрица Эйзенхауэра «срочных – несрочных» дел, «важное – неважное» в сетке Элтона Мейо и другие полезные алгоритмы помогут подчинить, казалось бы полностью бесконтрольные ресурсы. Есть желание привести в порядок и организовать свою жизнь – стоит обратить внимание на орг. психологию.

6. Психология в помощь студенту.

Студенты – это вчерашние школьники. Еще вчера вокруг были близкие, любящая семья, которая обо всем позаботится и решит любые проблемы, включая бытовые. Не нужно задумываться о куске хлеба и завтрашнем дне, работа и карьера маячат где – то сильно вдалеке. И вдруг – новая жизнь, среда, иной уровень требований и ответственности, другие локации – города, а иногда и страны. Возникает масса сложностей с адаптацией, социализацией в новом коллективе, коммуникационные проблемы, эмоциональные перегрузки и выгорание.

Кто окажет помощь и поддержку? Конечно Психологический центр НИУ МГСУ, который оценивает психоэмоциональное состояние студентов, предупреждает развитие конфликтных ситуаций внутри учебных групп, помогает справиться с личностными трудностями и стрессами, учит правильно работать с ресурсами, временем, энергией, личной силой и мотивацией.

Автор: Вадим Самохин