Научный полк: Шевельков Илья Кондратьевич
Премьера невероятной истории о подвиге и героизме: он защищал Ленинград.
Традиционно в преддверии Дня Великой победы мы рассказываем о героях МИСИйцах, внёсших неоценимый вклад в наше мирное настоящее. Сегодня особенный выпуск, потому что мы первый раз делимся историей, которую прислал доцент кафедры Социально-гуманитарных наук и технологий НИУ МГСУ Анатолий Шевельков. История повествует о великом жизненном пути его дяди — герое Великой Отечественной войны, защитнике Ленинграда.
Биография и первые дни войны Илья Шевельков получив семилетнее образование в сельской школе и проработав два года в колхозе им. Ворошилова в Октябрьском (ныне Жарковском) районе Западной (Калининской, ныне Тверской) области, затем в августе 1935 г. приезжает в Москву. Около года Илья трудится на строительстве Крымского моста в столице, а затем грузчиком, товарным кассиром на Московско-Киевской железной дороге. При этом, в 1937 году завершает девятилетнее образование и в апреле 38 года призывается на службу на Краснознаменный Балтийский флота. Написав заявление о желании стать политработником, в течение 1939–1940 годов краснофлотец Илья Шевельков обучается на военно-морских политических курсах. Первые дни Великой Отечественной войны, член ВКП (б) с августа 1940 г., политработник, Илья Шевельков встретил на острове Лавенсаари в Финском заливе, куда он попросил его направить за две недели до её начала. Остров стал самой западной точкой обороны флота, выдвинутой вперед манёвренной базой, самым передовым пунктом обороны Ленинграда в Финском заливе. Отсюда осуществлялась проводка из Кронштадта подводных лодок до точек погружения и их встреча. Остров служил базой для штурма островов Гогланд и Тютерса. Боевой путь офицера и политработника В 1942 году на острове установили радиолокатор дальнего обнаружения РУС-2, а в 1943 — РЛС орудийной наводки. В зимний период 1941-1942 и 1943-1944 годах действовала ледовая автомобильная дорога Шепелёвский маяк — Сескар — Лавенсаари протяжённостью 71 км, которую обслуживали инженеры флота. Зимой 1942–1943 льда в районе острова Лавенсаари не было. На Лавенсаари начинает строиться военный аэродром, артиллерийские позиции, возведением которых руководит и Илья Шевельков. В течение года лейтенант Илья Шевельков служил политруком 146-го отдельного артиллерийского дивизиона, а затем старшим политруком Островного укрепленного района. Позднее — политработником 6-го отдельного стрелкового полка морской пехоты, а затем Выборгского укрепленного сектора. В конце марта 1942 г. Илья Кондратьевич был назначен военным комиссаром острова Тютерс, на котором «хозяйничали» немцы, создавшие серьезные оборонительные рубежи, увеличив военную группировку. Перед основным штурмом этого острова, в конце марта 1942, Илья Шевельков вместе с небольшой группой автоматчиков был направлен в разведку на остров.
После выполнения задачи разведки, группа была обнаружена немцами, и ей пришлось с боем отступать к берегу, где их ждал катер. Последовавшие штурмы острова Тютерса 4, а затем и 9 апреля 1942, в которых участвовал и Илья Кондратьевич, не принесли успеха. Превосходящим, хорошо вооруженным силам немцев, удалось отбить все наши атаки. Штурмовые группы не смогли закрепиться на береговой линии, и отступили. Награждения и завершение войны О событиях марта-апреля 1942 года рассказывается в представлении Ильи Кондратьевича к боевой награде – ордену Красной Звезды: «Задача разведки была выполнена. В конце марта 1942 г. тов. Шевельков был назначен военкомом острова Тютерс, участвовал в боях за Тютерс 4 и 9 апреля». Позднее он был награждён медалью «За оборону Ленинграда», вторым орденом Красной Звезды и другими наградами. С июня 1944 г. Илья Кондратьевич участвует в освобождении от немецко-фашистских захватчиков страны Польши. С марта 45-го служит политработником в составе Кольбрегской военно-морской базы (территория Польши). Именно отсюда, ранним утром 9 мая 1945 г., в составе 108 бойцов из 344 стрелковой роты тыла Кольбергской военно-морской базы, и ряда других частей и подразделений, под руководством её командира — капитана I-го ранга Гуськова и начальника штаба, капитана II-го ранга Шавцова, комиссар группы катеров (7 катеров), капитан Илья Кондратьевич Шевельков, отправляется на датский остров Борнхольм. Вместе с другими офицерами 9 мая 45-го он участвует в переговорах по принуждению к капитуляции 12 тыс. немецкого гарнизона. Что и было успешно выполнено!
1 июня 1945 года, вместе с группой советских офицеров, по приглашению Правительства Дании, Илья Кондратьевич Шевельков прибывает на военно-транспортном самолете в Копенгаген.
На одном из сохранившемся фото ТАСС: Илья Шевельков вместе с другими офицерами, а также встречающими датскими официальными лицами, идёт по аэродрому в Копенгагене. На его кителе только одна награда: медаль «За оборону Ленинграда». Во время торжественного приёма у министра иностранных дел, Илья Кондратьевич и ещё десять офицеров, от имени короля Дании Кристиана Х, был награжден Почётным оружием — шпагой. Послевоенная жизнь По окончанию Великой Отечественной войны, майор Илья Кондратьевич Шевельков служит начальником школы партактива Свинемюндской военно-морской базы КБФ, а затем около года является лектором Политуправления КБФ.
В конце лета 1947 г. командованием направляется на учёбу в Ленинград. В 1951 г. после окончания Высшего военно-педагогического института им. М.И. Калинина, уже в звании капитана второго ранга, становится преподавателем в Тихоокеанском высшем военно-морского училище (Владивосток).
|