Кадры для технологического суверенитета обсудили на заседании Совета Российского союза ректоров
Заседание Совета Российского союза ректоров прошло 20 февраля 2024 года в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова. Члены совета обсудили приоритеты развития высшей школы и подготовку кадров для обеспечения технологического суверенитета России. В собрании приняли участие Помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, Председатель Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Кабышев, ректор Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова академик Российской академии наук (РАН) Виктор Садовничий, члены Совета Российского союза ректоров, президенты и полномочные представители университетов России, представители РАН. НИУ МГСУ на мероприятии представляли ректор Павел Акимов и проректор Таймураз Кайтуков.
Он отметил, что перед Союзом ректоров стоит несколько ключевых задач. В их числе обновление системы высшего образования, обеспечение технологического суверенитета страны и гармоничное пространственное развитие России.
Ключевой вопрос повестки — связь школы и высшей школы.
Об актуальных задачах, стоящих перед российской высшей школой, в своем докладе «Университеты ― ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России» рассказал ректор МГУ Виктор Садовничий.
Ректор МГУ рассказал, что обеспечение научно-технологического суверенитета связано с приоритетностью определенных дисциплин. Прежде всего, математики и естественных наук. Он отметил, что важность этого вопроса осознается на государственном уровне. Виктор Садовничий рассказал, что университеты переживают важный этап перехода к обновленной системе высшего образования — базовому и специализированному уровням.
В рамках доклада ректор МГУ рассказал об обновлении учебно-научного оборудования. На обновление приборной базы МГУ им. М.В. Ломоносова в 2020–2024 гг. направлено около 4 млрд руб. «Доля оборудования российского производства, закупаемого университетами, растет. В МГУ она выросла с 10 до 30%. Инициатива по обновлению приборной базы стала инструментом для стимулирования и поддержки производителей российского научного оборудования», — отметил глава вуза. С полной видеозаписью выступления Виктора Садовничего можно ознакомиться по В ходе заседания ректор МГУ Виктор Садовничий и губернатор Курской области Роман Старовойт подписали соглашение о создании научно-образовательного консорциума «Вернадский — Курская область». Программа «Вернадский» в 2018 г. была предложена ректором МГУ Виктором Садовничим и поддержана Президентом Российской Федерации. Она предусматривает, что ведущие университеты устанавливают связи с университетами в регионах и организуют совместные кафедры, лаборатории, центры коллективного пользования. Цель — создание единого общероссийского научно-образовательного пространства.
В заседании традиционно принял участие Помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко. Он рассказал, что в новой экономической системе приоритетных направлений значительно больше, чем людей. И количество этих направлений все время растет.
Андрей Фурсенко рассказал, что молодых ученых сегодня больше интересуют прикладные исследования, где сразу виден результат, а интерес к фундаментальным наукам снижается.
В повестку заседания вошли доклады по вопросам концепции развития математического, биологического, физического и химического образования в России. Например, вице-президент РАН Степан Калмыков рассказал о вызовах, с которыми сталкивается химическое образование. По его словам, химия — наука экспериментальная, и, если не видеть реальный эксперимент, школьники никогда ее не выберут. При этом в школах затруднено практическое обучение — безопасность ограничивает опыт в лабораторных условиях. Степан Калмыков отметил, что химию выбирают менее 12% школьников, сдающих ЕГЭ. Ведущие вузы России разработали концепцию развития химического образования. Ее цель — сформировать систему, способную обеспечить преемственность между уровнями образования, формирование междисциплинарных связей и сохранение единства образовательного пространства в Российской Федерации. Для этого необходимо повысить качество подготовки учителей химии, в том числе вернуть специалитет в педагогическое образование, исключить заочную форму обучения, ввести профильную химию и биологию в перечень ЕГЭ на педагогические специальности и т.п., а также разработать комплекс мер по совершенствованию системы подготовки школьников. Например, вернуть химические эксперименты в школы, создать библиотеку видеоопытов, регулярно проводить массовые тематические мероприятия и др.
О концепции биологического образования рассказал член президиума РАН академик-секретарь отделения биологических наук Михаил Кирпичников. Для того, чтобы технологии будущего становились технологиями настоящего, нужна серьезная работа по подготовке кадров.
Ключевое внимание в концепции биологического образования уделяется качеству подготовки преподавателей биологии и в школах, и в педагогических вузах, вовлечению их в научную и проектную деятельность; поддержке лидеров образования — организаций и преподавателей; развитию наставничества в работе со школьниками; устранению барьеров между школой, вузом и индустрией. Для повышения качества подготовки педагогических кадров по предметным областям созданы «Передовые педагогические школы».
В рамках заседания члены Российского союза ректоров обсудили подготовку рейтингов вузов университетов БРИКС+ в рамках Московского международного рейтинга «Три миссии университета». С изменением геополитической обстановки связана еще одна проблема — стало сложнее определять и позиционировать реальную конкурентоспособность вузов, рассказал Виктор Садовничий.
8 февраля 2024 г. президент Владимир Путин одобрил инициативу по созданию университетского рейтинга стран БРИКС. |