Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Инженерный подвиг МИСИйцев: Харо Е.Н.

Инженерный подвиг МИСИйцев: Харо Е.Н.

Инженерный подвиг МИСИйцев: Харо Е.Н.
14.06.2022

К июлю 1941 года у 27-летнего инженера Ефима Харо - выпускника факультета промышленного транспорта Московского инженерно-строительного института 1936 года был пятилетний опыт работы в московском научно-исследовательском институте Трансмостпроект и несколько командировок на строительные объекты. Была написана и большая половина кандидатской диссертации, которую пришлось ненадолго отложить из-за родившегося четыре года тому назад сына. Война спутала планы Ефима Наумовича.

Молодого способного инженера мобилизуют и направляют в распоряжение командования Юго-Западного фронта для срочного восстановления четырех железнодорожных мостов через Днепр в районе г. Реченцы, разрушенных частично немецкими бомбардировщиками, а частично нашими отходящими войсками. Трагедия состояла в том, что на правом берегу оставались «отрезанными» несколько наших частей. Люди держались, но ждали спасительного восстановления переправы.

Прибыв на место, молодой инженер сразу оценил степень разрушения основного моста. Они были достаточно серьезными. В воду рухнули фермы железнодорожных пролетов. Для восстановления без предварительных расчетов и чертежей было не обойтись. Пришлось оперативной группе из четырех человек здесь же, в штабной казарме оборудовать «проектный отдел». Работали, прерываясь лишь на короткий «перекус».

По наскоро сделанным рабочим чертежам и эскизам ночами вели они восстановительные работы с помощью местного населения. Разрезали концы разорванных двух пролетных строений на отрезки по 7м и под каждую металлическую ферму подкладывали деревянные кряжевые опоры. С лесом помогали местные. По верхнему поясу фермы соединяли заклепками. Когда мост восстановили, какая-то часть наших войск успела переправиться до следующего бомбового налета. Мост приходилось восстанавливать снова и снова. Так было пять раз. Когда бомбили «тяжелые» бомбардировщики, инженеры радовались, потому что большие бомбы пробивали мостовые перекрытия насквозь и рвались в реке. Восстанавливать было проще…

Потом инженер-майора, а затем подполковника войск МПС Е.Н. Харо назначали на разные участки восстановления и строительства мостов и переправ в условиях фронта и в тылу. Были мосты под разрушенным до основания Гомелем. Были понтонные переправы через Волгу под Астраханью для эвакуации с Кавказа подвижных составов. Было строительство большепролетных мостов через Урал, через Амур у Хабаровска, назначение на строительство Волжской рокады и снова в Сибирь, потом на Северный Кавказ - восстанавливать мосты в только что освобожденных районах. Погоны подполковник Е.Н. Харо снял только в 1946 году.