Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Учёный НИУ МГСУ рассказал, как минимизировать риски аварий на строительных объектах

Учёный НИУ МГСУ рассказал, как минимизировать риски аварий на строительных объектах

Учёный НИУ МГСУ рассказал, как минимизировать риски аварий на строительных объектах
14.12.2023

Большинство аварий и деформаций на объектах промышленного и гражданского строительства возникает из-за ошибок, допущенных при инженерно-геологических изысканиях, проектировании и устройстве оснований, фундаментов и подземных сооружений.

Полностью исключить вероятность инцидентов и аварий очень сложно, учитывая разный уровень образования и компетенций специалистов на объектах. Однако учёные НИУ МГСУ знают, как минимизировать эти риски.

Заведующий кафедрой Механики грунтов и геотехники Дмитрий Чунюк занимается комплексной оценкой применяемых технологий, условий строительства и эксплуатации. Он рассказал о своём исследовании, посвящённом методологии управления геотехническими рисками в строительстве.

Жизненный цикл любого здания и сооружения состоит из нескольких этапов: предпроектный, этап изысканий, проектный, строительство, эксплуатация, реконструкция и вывод из эксплуатации. На каждом из них необходимо учитывать риски, которые влияют на итоговую стоимость и безопасность строительства и эксплуатации объекта. Однако их легко упустить, если работа проводится не слишком качественно.

Например, на этапе изысканий большинство заказчиков старается сэкономить на инженерно-геологических изысканиях: делает недостаточно скважин и проводит слишком мало испытаний грунтов. Так они упускают из внимания риски развития опасных инженерно-геологических процессов. Сначала это влияет на проектные решения, а затем на безопасную эксплуатацию объекта.

«Несколько лет назад из-за ошибок при изысканиях в центре Москвы (недалеко от одного из корпусов НИУ МГСУ) застрял тоннеле-проходческий щит. Его пришлось разбирать, и здания, находящиеся над тоннелем, пострадали. К тому же противоаварийные мероприятия обходятся очень дорого», — приводит пример Дмитрий Чунюк.

Учёные НИУ МГСУ предлагают минимизировать риски аварий и нештатных ситуаций через с условий и технологий, которые применяются строителями в процессе жизненного цикла здания — от предпроектной стадии до выведения из эксплуатации. Комплексная оценка учитывает разные специфические риски на каждом этапе, оценивает допустимость этих рисков и предлагает возможные меры предосторожности.

Один из основных рисков строительства в стеснённых городских условиях — риск сверхнормативных и аварийных деформаций зданий уже существующей застройки. Например, если в городе начинают строить новый жилой комплекс, придётся проверить, не вызовет ли это существенные повреждения уже эксплуатируемых зданий или инфраструктуры. В таком случае заказчикам придётся потратиться на усиление фундаментов, ремонт, восстановление окружающей застройки.

В ходе исследований учёные Главного строительного создали для Москвы карту зонирования существующей застройки в зоне влияния нового строительства. Исследователи определили, где будет выше всего вероятность аварийных и сверхнормативных деформаций. Чтобы составить такую карту, учёные провели численные расчёты для 56 столичных объектов, которые находятся друг от друга на разном удалении, имеют развитую подземную часть и окружены плотной городской застройкой. Разработанная карта зонирования позволит оценить вероятность деформаций ещё на предпроектной стадии и поможет заказчику спланировать дополнительные расходы, связанные с факторами риска.

По словам Дмитрия Чунюка, методологию комплексной оценки зданий, незначительно адаптировав, можно использовать во всех сферах промышленного и гражданского строительства, а также для научно-технического сопровождения проектирования и строительства и геотехнического мониторинга.

Учёный планирует продолжать исследования в этой области: 

«Данная тема очень обширная, появляются новые технологии, накапливается статистика по авариям, отказам и их причинам. Помимо исследований в области геотехнических рисков, в сферу моих научных интересов входит разработка современных типов фундаментов, совершенствование методов строительства на слабых грунтах, методы минимизации воздействия на окружающую застройку в условиях мегаполисов и методы усиления грунтов оснований».

Особая гордость для учёного — это включение результатов исследований в «Справочно-методическое пособие по оценке и учёту рисков при освоении подземного пространства в городе Москве» и «Руководство по строительству подземных сооружений транспортного назначения в условиях карстово-суффозионной и оползневой опасности в городе Москве», разработанных по заказу комплекса градостроительной политики и строительства Москвы.