Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Ученый НИУ МГСУ выступил с докладом на конференции CICE 2023 в Бразилии

Ученый НИУ МГСУ выступил с докладом на конференции CICE 2023 в Бразилии

Ученый НИУ МГСУ выступил с докладом на конференции CICE 2023 в Бразилии
08.08.2023

Заведующий лабораторией обследования зданий и сооружений НИИ ЭМ НИУ МГСУ Андрей Лапшинов принял участие в работе 11-й Международной конференции по композитам в гражданском строительстве, (11th International Conference on FRP Composites in Civil Engineering - CICE 2023), которая прошла в бразильском Рио-де-Жанейро.

Темой доклада стала «Долговечность и оценка технического состояния мостовых балок перенапряжённых стеклокомпозитными затяжками после 41 года эксплуатации».

В основу доклада легли многолетние результаты обследования несущих конструкций автодорожного моста через реку Тигровая в Приморском крае, построенного в 1981 году. Данные конструкции выполнены из сталежелезобетона с усилением при помощи преднапряженных стеклопластиковых затяжек.

«Этот мост является мировым рекордсменом по продолжительности эксплуатации, ведь композиты начали активно использовать в строительстве только в 90-е годы. То есть, в Советском Союзе строили подобные сооружения, когда композиты в мире вообще не применяли. И наша цель – открыть миру глаза, что наша страна была пионером в использовании композитов, и что изучение нашего опыта поможет в оценке долговечности таких сооружений», - пояснил Андрей Лапшинов.

Ученый рассказал, что многие инженеры-проектировщики отказываются применять композиты, считая этот материал недолговечным, поскольку эпоксидная смола способна стареть, а волокна могут со временем разрушаться. Но обследование моста в Приморском крае показало, что это не так, и позволило сделать вывод, что при сохранении нормальных условий эксплуатации срок службы композитной арматуры – минимум 50 лет.

«Этот мост простоял более 40 лет, и мы не увидели признаков деградации этого материала ни внешне, ни при микроскопическим исследовании образцов. Внутреннее структурное исполнение не пострадало, в отличие от стальной арматуры, которая деградировала», - подчеркнул Андрей Лапшинов.

Между тем, у композитной арматуры много преимуществ по сравнению со стальной. Она в четыре раза меньше весит, что удешевляет транспортировку, а также облегчает и ускоряет работу строителей при монтаже. Но главное – высокая коррозионная стойкость композитных материалов. Область их применения достаточно широка – это фундаменты, береговые, причальные, портовые сооружения. Также композиты применяют при строительстве метро, в водопропускных трубах, в плитах настилов мостов, в опорах контактной сети на железной дороге.

«В каких-то случаях композитная арматура полностью заменяет стальную, потому что в агрессивной среде стальная просто сгниет, и это потребует больших затрат на ремонт и восстановление», - резюмировал ученый.

В данный момент НИУ МГСУ по собственной инициативе проводит работы по усилению железобетонной части моста, наблюдая за состоянием композитных материалов.

Работы выполнялись коллективом Научно-исследовательского института экспериментальной механики НИУ МГСУ и ГК Росатом. За содействие работе благодарим Дунаевского Константина Николаевича КГКУ «Примуправтодор» Маркова Ивана Александровича, Минпромторг РФ.

Доклад специалиста НИУ МГСУ вызвал большой интерес участников конференции.

«В научном сообществе по композитам считается, что срок эксплуатации конструкций с композитами на текущий момент составляет 20-25 лет. В то же время доклад нашего коллеги вызвал фурор, так мост, про который он рассказывал, стоит уже 41 год. Россия прочно заняла место страны с самым большим опытом применения композитных материалов» - отметил профессор гражданского строительства в Университете Шербрук (Канада) Брахим Бенмокрейн.