Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

«Меня подталкивал азарт и желание изучить что-то новое» – учёный НИУ МГСУ о применении беспилотников в строительстве

«Меня подталкивал азарт и желание изучить что-то новое» – учёный НИУ МГСУ о применении беспилотников в строительстве

«Меня подталкивал азарт и желание изучить что-то новое» – учёный НИУ МГСУ о применении беспилотников в строительстве
15.06.2023

Сегодня беспилотные летательные аппараты применяются на каждом этапе строительства: в планировании, мониторинге, подготовке отчётности, даже в рекламе уже готового объекта. Автор научного исследования «Методика применения БАС на этапах жизненного цикла объектов строительства с применением технологий фотограмметрии и лазерного сканирования», преподаватель кафедры ИСТАС НИУ МГСУ Павел Воробьёв рассказал про применение беспилотных авиационных систем в строительстве.

«Понять рамки применения»

Задача беспилотника – повысить эффективность рабочего процесса, оптимизировать его и сократить расходы. Например, с помощью дрона можно собрать данные для топографических карт места будущей стройки всего за несколько часов, тогда как традиционный способ может занять больше суток.

Другой пример – с помощью беспилотника можно контролировать безопасность на стройке: везде ли есть оградительные конструкции, все ли работники надели каски. Однако для полноценного применения дронов в строительстве сегодня требуется развитие нормативной базы.

«Суть моего научного проекта проста – понять рамки применения и требования к технологии использования беспилотных авиационных систем в строительстве и проработать методику, реализующую применение данной технологии в определенных задачах», – рассказал Павел Воробьёв.


«Здесь есть что исследовать и улучшать»

По словам Павла Воробьева, темой беспилотников он заинтересовался пять лет назад, обучаясь на бакалавриате. Всё началось с увлечения съёмкой различных объектов и воссоздания их трёхмерных моделей. «Тогда эта технология и сама тема были не так широко распространены, поэтому азарт изучить что-то новое подталкивал к погружению в эту область. И чем дальше погружался, тем лучше понимал, – здесь есть что исследовать и улучшать!» – признался учёный.

Научный интерес Павла Воробьёва к применению беспилотных авиационных систем (БАС) в строительстве не пропал и аспирантуре. «Учитывая новизну этой темы, зачастую приходится самостоятельно придумывать испытательные установки, а содержание экспериментов для исследований – это отдельный интерес», – пояснил учёный. Также его привлекает возможность провести опытные испытания своих наработок в рамках крупных строительных проектов с участием НИУ МГСУ.

О разработке нормативных документов

Учёный отмечает, что развитие нормативной базы для беспилотников можно условно разделить на две важные составляющие. Первая – законодательное обеспечение использования воздушного пространства беспилотниками, сбора данных с помощью дронов. Существующие нормы, по словам Павла Воробьёва, существенно ограничивают использование беспилотников в строительной отрасли: «Для успешного развития и внедрения беспилотных авиационных систем в российскую экономику необходимо максимально освободить использование воздушного пространства. Сегодняшняя формула "запрещено везде, а в некоторых местах еще больше запрещено" должна быть изменена на "разрешено везде кроме некоторых территорий"».

«Вторая составляющая нормативного регулирования состоит в определении области применения БАС и требований к их применению. То есть должны быть обозначены базовые процессы, которые могут выполняться с использованием БАС, требования к самим системам и методам работы с ними, требования к получаемым результатам. Сегодня эта работа ведётся, но пока в достаточно узких направлениях, не охватывая весь спектр возможностей БАС», – сказал учёный.

«Даже на пенсии ещё будет чем заняться»

Павел Воробьёв планирует работать над темой беспилотников и в дальнейшем. «Сегодня БАС применяются в строительстве достаточно широко, но они все-таки находятся лишь на начальной стадии массового использования. Поэтому с этой областью можно связать свою жизнь, и, пожалуй, даже на пенсии еще будет чем заняться».

По словам учёного, в будущем дистанционное управление будет включать в себя гораздо больший объём устройств и методов: от мониторинга площадки с помощью беспилотников и систем датчиков до уже привычных нам систем «умного дома».

«В ближайшее время я хотел бы заняться съёмкой объектов культурного наследия, чтобы определять подходы и требования для получения лучшего результата по восстановлению геометрических моделей. К сожалению, сейчас, учитывая действие запретов регионов на полёты, это сделать очень трудно, поэтому пока сосредотачиваюсь на чтении литературы и теоретических изысканиях», поделился планами Павел Воробьёв.