Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

В АСКАО обсудили меры по снижению негативного влияния санкций на строительную отрасль РФ

В АСКАО обсудили меры по снижению негативного влияния санкций на строительную отрасль РФ

В АСКАО обсудили меры по снижению негативного влияния санкций на строительную отрасль РФ
06.08.2022
29 июля 2022 года в штаб-квартире Ассоциации организаций строительного комплекса атомной отрасли состоялось совещание, посвящённое теме снижения негативного влияния санкций на строительную отрасль России в текущей экономической ситуации. Во встрече приняли участие представители Минстроя РФ, Госкорпорации «Росатом», ОМОР «Российский союз строителей», АСКАО и ряда других отраслевых организаций.

Совещание открыл Первый вице-президент Российского союза строителей Владимир Дедюхин. Он обозначил главные вызовы и проблемы, стоящие перед отечественным стройкомплексом в связи с введением санкций, и подчеркнул важность обеспечения импортонезависимости строительного сектора страны.

На заседании также выступил ректор Московского государственного строительного университета Павел Акимов. Высоко оценив партнёрские программы МГСУ и Росатома, он отметил их значимость для развития отраслевого стройкомплекса, в том числе в условиях кризиса.

Встреча продолжилась докладом генерального директора АСКАО Сергея Малинина о мерах стабилизации при сооружении крупных промышленных объектов. Одной из стабилизирующих мер гендиректор АСКАО предложил дальнейшее развитие схемы консорциумов и концепции долгосрочного заказа. При этом он отметил важность своевременного выбора генерального подрядчика:

«Выбор лидера консорциума должен производиться на ранней стадии, когда можно повлиять на проект, заложить правильные технологии, рассмотреть сметы и убедиться в возможности соблюдения сроков и бюджетов проекта».

В ходе совещания были заслушаны доклады с предложениями по импортозамещению. Старший научный руководитель НИИ строительных технологий НИУ МГСУ Алексей Адамцевич выступил с докладом на тему «Проблемы строительного комплекса в условиях сложившейся экономической ситуации и пути их решения». Среди основных мер по обеспечению импортозамещения Адамцевич выделил необходимость проведения мониторинга объёмов потребления импортных изделий с последующим формированием общероссийской информационной базы номенклатуры взаимозаменяемой продукции, поставщиков сырья, материалов и оборудования для ускорения формирования новых цепочек поставок.

Отдельное внимание участники встречи уделили вопросам ценообразования в сложившейся экономической ситуации. Заместитель директора по капитальным вложениям, государственному строительному надзору и государственной экспертизе – начальник Управления отраслевого ценообразования и управления стоимостью в строительстве Госкорпорации «Росатом» Михаил Зарецкий предложил ряд мер, направленных на обеспечение устойчивости строительства в отрасли. В частности, было предложено перейти от контрактов с твёрдой ценой стоимости строительства к контрактам с формулой цены, которая должна определять и нивелировать неопределённости и учитывать риски нестабильной экономической ситуации. Участники совещания также отметили, что актуальная версия ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не учитывает специфику реализации технически сложных проектов с длительным жизненным циклом и обсудили важность разработки дополнения к закону.

Подводя итоги совещания, участники единогласно поддержали необходимость изменения ФЗ-44 и обозначили краткосрочный план реализации антикризисных мероприятий для поддержки строительной отрасли.

Помимо этого, были достигнуты следующие договорённости:

  • о создании на базе АСКАО площадки для регулярного обсуждения между Минстрой РФ, РСС, ФАУ «Главгосэкспертиза» и другими заинтересованными организациями вопросов, связанных с сооружением крупных промышленных объектов;
  • о создании постоянной рабочей группы с участием представителей АСКАО, РСС, Госкорпорации «Росатом», Минстроя России и ФАУ «Главгосэкспертиза» для рассмотрения и подготовки решений по изменению контрактного законодательства в части организации строительства объектов использования атомной энергии (ОИАЭ) и ценообразования, а также других вопросов.