Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Клуб выпускников: Прекраснее в мире профессии нет!

Клуб выпускников: Прекраснее в мире профессии нет!

Клуб выпускников: Прекраснее в мире профессии нет!
15.11.2023

Как строителю стать режиссером, что общего у конструктора и кинооператора, как строить декорации к фильмам и настраивать гидравлическую систему на ГЭС в сорокаградусный мороз? Об этом и многом другом рассказал Владимир Фатьянов, строитель, режиссер, писатель, художник, одним словом настоящий выпускник МГСУ.

Как Вы попали в Главный строительный?

– Еще школьником я участвовал в олимпиадах по математике, готовился по учебнику Марка Ивановича Сканави. Марк Иванович, гениальный ученый и педагог от бога, преподавал тогда в МИСИ. У меня была мечта учиться у него. К тому же в то время стремительно набирала популярность команда КВН МИСИ и каждый студент хотел туда попасть. Плюс я серьезно увлекался хоккеем, а у МИСИ была одна из лучших команд.

На каком факультете Вы учились? Были любимые предметы?

– Учился на кафедре гидротехнического строительства. Любимыми предметами были строительная механика и математика. Мечтал учиться у Сканави – пожалуйста, получите! Нравились специальные предметы – изучали особенности гидротехнических сооружений, использования водной энергии. Были дисциплины, которые сейчас уже не преподают, к сожалению – например, ихтиология. В гидротехническом строительстве учитывался фактор нереста и миграции рыб, строились специальные рыбоходы в процессе возведения ГЭС. Мне была интересна океанология, теория волн, гидравлика. В числе обязательных предметов была гидрометеорология. При гидротехническом строительстве важно знать, какая ожидается погода, как будет температура, что прогнозируется по ветрам и воздушным потокам. Невероятно подробно и профессионально тогда подходили к обучению. Мы знали о своем деле абсолютно все!

Вы были активным студентом?

– Еще каким. Был погружен в жизнь института, писал сценарии для КВН, статьи в газету. Состоял в ССО, они только образовались в то время – мы ездили в Киргизию на строительство Токтагульской ГЭС, работали на Богучанской ГЭС. По окончании обучения у меня были все шансы начать научную карьеру, мне давали отличные рекомендации для поступления в аспирантуру. Но я отказался и уехал на строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Меня всегда привлекало неизведанное, опасное, я стремился к переменам, поиску, с радостью принимал все – и вызовы, и шансы, которые подкидывала мне жизнь.

– Значит Ваш выбор в большой степени был обусловлен желанием проверить свои силы?

– Строительство гидросооружений – невероятно сложная и ответственная вещь. Плотина имеет высоту от 200 м и выше. Любая авария может перерасти в катастрофу регионального или даже общенационального масштаба. Так что да, это вызов, так или иначе. Работа в непростых условиях, проверка своих сил, способностей. Строитель – серьезная профессия, и задачи тоже должны быть предельно серьезными.

Трудно было работать на Саяно-Шушенской ГЭС?

– Был один случай. Приезжали школьники из Красноярска на практику, целый класс. Вспоминаю, как с одной из этих школьниц, Леной Черепенниковой, настраивал водонапорные насосы. Была ночь, зима, лютый мороз за 40. Мы все были по пояс в воде, превратились в ледышки, но работу наладили. Никто не заболел, не отказался и не пожаловался. Напротив, ребята гордились, что работают на такой сложной, важной и масштабной стройке! Это невероятное отношение, которое было нормой в то время. К слову, мне привили такое отношение к делу именно в МИСИ – самоотверженность, ответственность, фанатичную преданность профессии.

А как Вы попали в кино?

– Это был длинный и тернистый путь. Я успел немного поработать в журналистике, но хотелось писать для кино, а для этого необходимо сценарное образование. В результате устроился на Мосфильм по профессии – строил декорации. Особенность работы с декорациями в том, что надо создавать аутентичную обстановку, мебель, предметы быта. И все надо было зарисовывать. Так вот, Вадиму Юсову, оператору великого Андрея Тарковского, понравились мои рисунки и меня повысили до художника. Дальше опять неожиданность – попросили стать ассистентом режиссера на фильме Андрея Ладынина. Проект горит, заменить некем. Умоляли: Володя, помоги! Опять удивление, опять дебют, снова неизведанное. И вновь пригодилась профессия строителя – ассистент режиссера должен видеть всю картину, представлять, как будет выглядеть тот или иной эпизод, интерьер, обстановка, предметы. Пространственное мышление помогло, умение видеть конструкцию, которую хочу построить еще до того, как заложен первый камень в фундамент.

– Значит судьба давала Вам шансы заняться творчеством?

– Грех жаловаться на отсутствие удачи и предложений. Работая ассистентом режиссера на картине «Подросток» по роману Ф. М. Достоевского, я совершил научный и интеллектуальный прорыв – нашел икону, которая в книге упоминается, но не существует в реальности. Икона святого Ионикия и святого Георгия в венчиках. По сюжету икону разбивают на две части. И я сумел после долгих поисков, анализа прочитанного десятки раз «Подростка», догадаться, что у Достоевского работает теория двойников. Как только герой разбивает икону, в книге тут же появляется его двойник. И я догадался, что несуществующая икона – это метафора, мистический опыт, то что Достоевский подразумевал, но не сказал прямо. Опять на помощь приходит мышление строителя – докапываться до самой сути, до мельчайших деталей, нюансов, подробностей.

Как дальше развивалась Ваша карьера?

– Закончил ВГИК как сценарист. Снимал документальные фильмы для Юдашкина и Куклачева. В 1990 году пришел первый крупный успех: я снял фильм-концерт Владимира Преснякова-старшего «Прощание с детством». Это был фурор. Я стал получать заказы на клипы, которые в то время набирали бешеную популярность. Снимал почти весь отечественный шоу-биз: Преснякова, Киркорова, Кузьмина, группу «НА-НА», сотрудничал с Федором Бондарчуком и Тиграном Кеосаяном. Параллельно снимал документалку с Анатолием Кашпировским в главной роли. Ему настолько пришлась по душе картина, что он попросил написать его автобиографию. Так что я еще и автор книги про нашего главного тогдашнего экстрасенса. На волне успеха мне предложили снять сериал про закулисную жизнь музыкальной тусовки, назывался он «Музыкальный прогноз». Звезды первой величины играли там сами себя – Игорь Корнелюк, Алёна Апина, Кристина Орбакайте. Поищите, он есть на просторах интернета. А дальше, как часто у меня бывает, пришло неожиданное предложение от компании «Пигмалион» на создание рекламных роликов для Sony, Sharp, TDK. А еще я снимал для телеканала «Культура» фестивали Йозефа Гайдна в Австрии, работал с выдающимися дирижерами Владимиром Федосеевым и Владимиром Спиваковым, создавал просветительскую телепередачу «Рукописи не горят» с легендарным музыковедом Артемом Варгафтиком.

А с какой работы началась Ваша режиссерская карьера?

– Предложили написать сценарий для сериала «Дальнобойщики». Все прошло успешно, остался работать на НТВ, снял комедию «Странности любви». Затем предложили экранизировать рассказы Шаламова, в частности «Последний бой майора Пугачева». И пошло-поехало... Всего в моей фильмографии более 40 картин, пять сериалов, клипы, документальное кино, масса сценариев. К 100-летнему юбилею родного вуза я снял фильм «Прекраснее в мире профессии нет». Была премьера в актовом зале, очень теплая, душевная, люди оценили фильм по-настоящему, приняли, прониклись.

В финале нашей беседы хотелось бы услышать Ваше напутствие будущим студентам, новой генерации строителей. Хотя один только рассказ о Вашей невероятной творческой судьбе – уже колоссальный стимул поступать в МГСУ!

– Наш университет учит мыслить творчески, комплексно, масштабно. Ты способен видеть общую картину, охватывать все пространство вокруг, прогнозировать, анализировать, планировать. Этот феномен называется пространственным мышлением. Не имеет значения, где вы будете использовать эти знания, – в строительстве дома, приготовлении пищи, медицине, педагогике, кино. Главное – вы способны представлять итоговую картину, конечный результат. Ну и, разумеется, процессы, которые помогут этого результата добиться. А чему еще точно научит университет – это высочайшему уровню ответственности и преданности своему делу, чем бы ты по жизни ни занимался.