Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Эксперт по взрывоустойчивости зданий Александр Комаров — о том, как обезопасить бытовой газ

Эксперт по взрывоустойчивости зданий Александр Комаров — о том, как обезопасить бытовой газ

Эксперт по взрывоустойчивости зданий Александр Комаров — о том, как обезопасить бытовой газ
28.10.2021

Только с начала этой недели в России произошло пять случаев взрыва бытового газа в многоквартирных домах. Самым крупным было ЧП в Набережных Челнах, которое случилось 25 октября и привело к гибели девушки. К счастью, остальные хлопки газовоздушной смеси — в подмосковных Видном и Красногорске, калининградском Балтийске и Екатеринбурге — обошлись без жертв.

Случай в Набережных Челнах, скорее всего, типичный. Как писали СМИ, пенсионер был отключен от газопровода, ему на трубу поставили заглушку, но он произвел самовольную врезку, что привело к утечке и затем — к взрыву.

Утечка газа может произойти не только при самовольном подключении к трубе, но и по разным другим причинам. Например, у пожилого человека проблемы с памятью, он поставил на плиту чайник, ушел и забыл. У кого-то плохо подключен подводящий гибкий шланг. В общей сложности мне за годы практики пришлось обследовать более 50 мест взрывов бытового газа.

Напомню, что в нашем быту используется два вида газа — пропан и метан. В жилых многоквартирных домах в крупных городах, как правило, используется метан. А в негазифицированных сельских населенных пунктах — пропан. При смешении газа с воздухом в определенных пропорциях и появлении источника зажигания — искры — образуется взрыв. И довольно мощный, если соединяются 10% метана и 90% воздуха или 4% пропана и 96% воздуха. При этом продукты взрыва нагреваются, расширяются, выделяется тепло. Процессе сопровождается возникшим давлением, и это происходит до тех пор, пока что-то наименее прочное в квартире не разрушается, например стекло в окне кухни.

Если бы газовая взрывоопасная смесь накопилась только на кухне, то тяжелых последствий не было — кроме вылетевшего окна. Но давление начинает выдавливать газовоздушную смесь в смежные комнаты и коридор, турбулизируется, и это приводит к самым мощным разрушениям.

Типовые ограждающие конструкции разрушаются при давлении не более 10 килопаскалей (кПа). Для сравнения, атмосферное давление, в котором мы живем, — 100 кПа. На каждый квадратный метр площади квартиры действует тонна силы, таким образом, на плиту площадью 12 кв. м действует 12 т силы — выдержать давление такой мощности она в не состоянии, ломается, и в результате происходят обрушения.

Здания из железобетонных плит более устойчивые, чем в кирпичном исполнении. Железобетонные здания бывают каркасного типа, то есть на каркас навешиваются железобетонные конструкции. Если в таких домах вылетает плита, то каркас остается, а дом не обрушается. Но некоторые многоквартирные постройки из плит бескаркасного исполнения. Поэтому, если разрушается одна плита, это приводит к прогрессирующему обрушению.

Так произошло в Набережных Челнах. После взрыва на четвертом этаже сложились плиты на пятом. Но кирпичные дома очень плохо воспринимают горизонтальные нагрузки, поэтому менее взрывоустойчивы. Кирпичи ориентированы на то, чтобы держать вертикальную нагрузку. На горизонтальную они не рассчитаны, поэтому при взрыве бытового газа складываются, как карточный домик. Например, в 1998 году в Москве произошел взрыв на третьем этаже десятиэтажного дома на Щербаковской улице, что привело к разрушению всего подъезда.

Для того чтобы предотвратить взрывы газа в многоквартирных домах, нужно исключить источник зажигания. В промышленности это обеспечивается использованием искрозащищенного оборудования, а на бытовом уровне возникновения искры избежать невозможно. Значит нужно минимизировать вероятность образования взрывоопасной смеси при утечках газа. Для этого в помещении должны работать вентиляция и открываться окна.

Но в период межсезонья естественная вентиляция не работает у большинства людей, ведь температура помещения может быть выше, чем на улице. Кроме этого, часто в многоквартирном доме ее кто-то перекрывает либо она засоряется — например, при ремонтах.

Нужно обращать внимание на оконное заполнение — пуленепробиваемые стекла или стеклопакеты очень мощные, и они плохо разрушаются. Там, где есть газовые приборы, окна выполняют функции не только источников света, но и проемов, предназначенных для того, чтобы сбрасывать избыточное давление, которое развивается при взрыве. Если кухонное окно оборудовано пуленепробиваемым стеклом, то, естественно, его прочность очень высока, и сначала выдавится стена, а уже потом и окно.

Устанавливать газоанализаторы, на мой взгляд, имеет смысл только в частных домах, потому что в квартирах не всегда кто-то находится и эти приборы бессмысленны.

Некоторые «специалисты» предлагают в случае утечки газа производить отсечку коммуникаций, скоммутированных с газоанализаторам. Этого, на мой взгляд, категорически нельзя делать. Часто такие высказывания звучат от производителей газоанализаторов, которые они пытаются продать. Пагубность отсечки связана с тем, что после отсечения трубы, а затем повторного пуска газа в ней уже есть воздух. А это означает, что в ней образуется газовоздушная смесь, которая, двигаясь по газовой трубе, взорвется при возникновении источника зажигания. Поэтому в газовую систему многоквартирного дома без крайне нужды вносить изменения нельзя, тем более людям без соответствующей подготовки.

Зачастую любой случай взрыва газа стараются использовать в рекламных целях или для увеличения собственных преференций, что происходит отнюдь не от заботы о безопасности граждан.

Я призываю жителей многоквартирных газифицированных домов соблюдать правила безопасной эксплуатации газового оборудования, держать в порядке систему вентиляции, использовать взрывобезопасные окна на кухнях. Особенно внимательно к этому следует относиться в периоды межсезонья.

Автор - руководитель научно-исследовательского центра “Взрывобезопасность" Института комплексной безопасности в строительстве НИУ МГСУ Александр Комаров.


Известия