Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Где будет формироваться инженерно-строительная элита. Все о Передовой инженерно-строительной школе НИУ МГСУ

Где будет формироваться инженерно-строительная элита. Все о Передовой инженерно-строительной школе НИУ МГСУ

Где будет формироваться инженерно-строительная элита. Все о Передовой инженерно-строительной школе НИУ МГСУ
02.02.2024

В декабре 2023 года в НИУ МГСУ была создана Передовая инженерно-строительная школа. Уже летом этого года первые студенты, которые пройдут конкурсный отбор, начнут свое обучение в школе. Мы поговорили с руководителем ПИСШ НИУ МГСУ, заведующим кафедрой гидравлики и гидротехнического строительства НИУ МГСУ Дмитрием Козловым и спросили его о целях, задачах и реализации этого проекта.

Дмитрий Вячеславович, насколько создание ПИСШ НИУ МГСУ важно для университета? Какие задачи позволит решить эта школа?

В первую очередь для НИУ МГСУ создание ПИСШ – это возможность внести свой существенный вклад в процесс подготовки нового поколения инженерных кадров с высоким уровнем профессиональных компетенций, разработку передовых техник и технологий в области промышленного, гражданского и специального строительства.

Школа поможет нам решить сразу несколько важных задач, одна из которых – это привлечение в НИУ МГСУ наиболее мотивированных и подготовленных абитуриентов. Кроме того, мы обеспечим студентам возможность прохождения практик и стажировок, в том числе в формате работы с наставниками, что ускорит их интеграцию в профессиональное сообщество. Также ПИСШ поможет нам реализовывать инновационные образовательные программы инженерной подготовки по фронтирным для строительной отрасли техникам и технологиям, в том числе с помощью вовлечения в учебный процесс индустриальных партнеров университета. И очень важно, что в рамках основных направлений деятельности ПИСШ будет развиваться научно-исследовательский и образовательный потенциал университета через совместную работу ученых, преподавателей и специалистов вуза с работниками высокотехнологичных компаний-партнеров.

Повлияет ли создание школы на развитие строительной отрасли нашей страны? Каким образом?

Безусловно, повлияет, ведь в конечном итоге мы хотим создать новую модель опережающей подготовки высококвалифицированных кадров для строительной и смежных отраслей РФ в вузах – членах отраслевого Консорциума «Строительство и архитектура». А это, в свою очередь, позволит сформировать новую инженерно-строительную элиту мирового уровня.

Каких результатов Вы ждете от реализации проекта ПИСШ?

Начнем с того, что будет усовершенствована система подготовки кадров для строительной отрасли, в том числе за счет участия высокотехнологичных компаний-партнеров в образовательном процессе и научных исследованиях. Это также позволит компаниям развивать систему отбора наиболее талантливых студентов для их дальнейшего трудоустройства, а студентам – быстрее адаптироваться на новом рабочем месте.

Мы ожидаем, что около 1500 студентов пройдут обучение в ПИСШ НИУ МГСУ по программам высшего образования и ДПП, что позволит многим из них быстро трудоустроиться в российские высокотехнологичные компании-партнеры.

Кроме того, не менее 50 студентов, обучающихся по программам магистратуры технологического профиля, пройдут практику или стажировку вне рамок образовательного процесса, в том числе в формате работы с наставниками, на базе компаний-партнеров.

Также немаловажно, что на базе ПИСШ НИУ МГСУ будет создано не менее 5 специальных образовательных пространств по приоритетным направлениям развития.

Как повлияет на обучение создание этих специальных образовательных пространств?

Для нас важно сформировать среду обучения, которая будет максимально приближена к реальной рабочей среде специалистов строительной отрасли. Поэтому роль образовательных пространств очень важна – они будут оснащены высокотехнологичным оборудованием и специализированным программным обеспечением и тесно взаимосвязаны с научными проектами по пяти приоритетным направлениям ПИСШ. Такой подход обеспечит интеграцию научных проектов и образовательных программ между собой для максимально возможного участия преподавателей и студентов в научно-образовательной деятельности университета.

Какие инновационные технологии и методики обучения будут использоваться в школе? Будут ли использоваться лаборатории МГСУ?

В основе обучения в ПИСШ будут лежать профессиональные интересы будущих специалистов и учёт их индивидуальных и личностных особенностей. То есть для студентов будут созданы индивидуальные образовательные траектории, совместно сформированные университетом и компаниями-партнерами.

В школе будет реализован принцип проектного, проблемно-ориентированного обучения с применением интерактивных форм и методов обучения, таких как «case-study» – метода конкретных ситуаций или технологии ситуационного анализа, тренинги и мастер-классы.

При этом основным отличием образовательных программ ПИСШ является набор более «глубоких» профессиональных компетенций, позволяющий выпускникам создавать сложные строительные конструкции, здания, сооружения и комплексы с использованием передовых техник и технологий строительства, в том числе на базе институтов, кафедр и лабораторий университета.

Какие возможности предоставляются студентам и молодым специалистам для реализации научных и практических проектов в рамках работы школы?

Основной деятельный подход ПИСШ – это инженерная подготовка студентов на основе исследований в сочетании с непрерывным поиском новых направлений для них. Важно, что каждый научный проект ПИСШ будет площадкой для выполнения студентами НИР, курсовых проектов, курсовых работ и ВКР, организации практик и стажировок.

Какие условия созданы для профессионального роста и развития преподавателей и сотрудников школы?

Во-первых, в ПИСШ будет действовать система непрерывного профессионального развития сотрудников на основе индивидуальных планов роста с возможностью объективной оценки их компетенций, в том числе надпрофессиональных. Во-вторых, в рамках деятельности школы предусмотрены программа поддержки и наставничества для молодых преподавателей и специалистов с целью их дальнейшего закрепления в университете и программа развития и поддержки научного предпринимательства.

В планах – создание системы внутреннего обновления кадров по треку «школьник – обучающийся – сотрудник университета». Кроме того, в профессиональной реализации научно-педагогических сотрудников, работающих в ПИСШ, предусмотрена организация дифференцированной системы треков – научного, научно-технического, образовательно-методического.

Какие перспективы открываются перед выпускниками школы с точки зрения карьерного роста и трудоустройства?

Перспектив много, они разнообразны и значительны со всех точек зрения. Высокотехнологичные компании-партнеры на основе прогноза и квалификационных требований к будущим рабочим местам сформируют совместно с руководством ПИСШ и Центром развития карьеры и отраслевой интеграции университета перечень вакансий для инженеров-строителей – выпускников ПИСШ.

Одним из возможных вариантов трудоустройства выпускников ПИСШ будет трудоустройство командой, то есть выход на рынок труда с коллективным предложением, которое предполагает не просто наличие коллектива сослуживцев, а наличие готовой к работе команды передовых высококвалифицированных инженеров-строителей.

Кстати, для обеспечения успешного трудоустройства выпускников ПИСШ будет использована цифровая платформа «СТРОЙ карьеру», создаваемая в рамках Программы развития университета.