Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Ефим Басин: Современный строитель – профессия интеллектуальная

Ефим Басин: Современный строитель – профессия интеллектуальная

Ефим Басин: Современный строитель – профессия интеллектуальная
16.04.2024

Ефим Басин - легенда отечественного строительства, первый начальник ГлавБАМСтроя – «стройки века», Герой Социалистического Труда, Заслуженный строитель РФ, член Попечительского совета НИУ МГСУ рассказал газете «Строительные кадры» о новых вызовах, стоящих перед строительной отраслью, модернизации БАМа, передовых инженерных школах, обновлении системы подготовки кадров, и конечно, о роли Главного строительного во всех ключевых трансформациях и достижениях отрасли.

На слете, посвященном 65-летию движения Студенческих строительных отрядов, 50-летию всесоюзной стройки БАМ и 20-летию Российских строительных отрядов Вы рассказывали о строительстве БАМа. Возможна ли модернизация магистрали сейчас и оправдано ли это с экономической точки зрения?

– Полноценную модернизацию БАМа и Транссиба не только возможно, но необходимо осуществить в ближайшем будущем, и делать это надо незамедлительно. Из-за введенных против России беспрецедентных санкций назрел капитальный разворот экономики и грузооборота нашей страны с запада на восток. В этой трансформации БАМ будет играть роль не только ключевой транспортно-логистической артерии, но и стратегического центра развития одной из богатейших территорий страны. Здесь вся таблица Менделеева, лес, руда, уголь, пресная вода, редкоземельные металлы. Это же Клондайк! И его развитие будет напрямую влиять на экономический, ресурсный и торговый суверенитет России в ближайшем будущем.

В чем заключается модернизация?

– Основная задача – возвести вторые линии железнодорожных путей и вторые нитки тоннелей, продолжать расширять так называемое «бутылочное горлышко» БАМа, его ахиллесову пяту. Иными словами, система движения в большом количестве тоннелей – одноколейная, что снижает пропускную способность магистрали. Возведение дополнительных ниток тоннелей повысит в разы пропускную способность трассы и, соответственно, на порядок увеличит грузопоток. Еще одна из ключевых целей – полная электрификация магистрали. На данный момент БАМ электрифицирован только до станции Таксимо. Одним словом – планы глобальные.

Мощности отечественной строительной отрасли позволяют осуществлять стройки глобального масштаба уровня БАМа или Транссиба?

– Позволяют более чем! За последние годы строительная отрасль ставит один рекорд за другим. Перечислю наиболее крупные проекты, которые были успешно реализованы в последнее время: это объекты АТЭС, ВСТО (трубопроводная система «Восточная Сибирь-Тихий океан») протяженностью 4740 км, мост на остров Русский, университет ДВФО во Владивостоке, олимпийские объекты в Сочи, стадионные комплексы к чемпионату мира по футболу 2018 года, Керченский мост и др.

Мы ставим рекорды по вводу жилья и по строительству дорог. В кратчайшие сроки был построен участок высокоскоростной автодороги Москва – Казань, например. Сейчас перед нами стоит новый вызов – строительство системы скоростных железных дорог. Япония, Китай, Корея – все добились успеха в создании таких транспортных и технологических систем, а мы в этом направлении отстали, если говорить прямо. Так что расти есть куда и это самое главное! Отрасль еще не раскрыла даже половину своего колоссального потенциала.

Есть мнение, что столь масштабные и затратные проекты возможны только в системе пространственного развития. Насколько она важна для такой огромной страны, как Россия и в чем заключаются ее основные принципы?

Пространственное развитие – это объединение различных государствоообразующих направлений. Важно не только создавать масштабные городские агломерации вроде Москвы или Казани. Наша страна – это тысячи малых и средних городов, многие имеют колоссальное историко-культурное значение. Их надо развивать с точки зрения логистики, инфраструктуры, социальной среды, комфорта и безопасности для жителей, образования и здравоохранения. Будут развиваться населенные пункты, появляться рабочие места – будет и демография выправляться, рождаемость расти, прекратится убыль и отток населения из регионов. Добавлю, что создана федеральная инвестиционная программа "Строительство", под нее подбирались объекты строительства на 5 лет вперед. Это подготовка соответствующих кадров, ресурсной базы, инструментов выделения бюджетных средств, которые будут использоваться в строительстве.

Как, по Вашему мнению, будет решаться проблема дефицита кадров?

– Кадры – серьезнейшая проблема отрасли. Нужна срочная перестройка системы подготовки. Во-первых, необходимо наладить связь между работодателем и учебным заведением. Нужно, чтобы работодатель способствовал укреплению лабораторной и программной базы учебного заведения, проведению практик, стажировок. Начиная со второго-третьего курса работодатели должны отбирать студентов, привлекать к работе в отрасли, давать стимулы, в том числе финансовые. Интерес, одним словом! Только силами ближнего зарубежья вопрос не решится. В мире сейчас серьезная конкуренция за рабочую силу, как за низкоквалифицированную, так и за специалистов высокого класса. Уверен, принятая недавно Правительством РФ программа «Профессионалитет» позволит улучшить условия для решения проблем «Кадрового голода».

– Какую роль в кадровом обеспечении отрасли играет НИУ МГСУ?

– МГСУ, конечно, один из главных поставщиков кадров отрасли. Помню, был на замечательном мероприятии в вашем университете – ярмарке профессий. Студенты на таких форумах встречают будущих работодателей, знакомятся, начинают понимать требования, формируют портфолио профессиональное, демонстрируют навыки будущему нанимателю. Таких начинаний должно быть как можно больше. Вообще, МГСУ обладает огромным потенциалом, прекрасной лабораторной базой, золотым научным и педагогическим фондом. Безусловно, Главный строительный – один из столпов отрасли как с экспертной и кадровой стороны, так и с научно-теоретической.

Как Вы оцениваете появление передовых инженерных школ (ПИШ)?

– Инженерные школы станут прекрасным подспорьем в дальнейшей профессиональной ориентации студентов. ПИШ – это не только внедрение и развитие федеральной программы профессионалитета, которая будет способствовать развитию передовых инженерных технологий. Это еще и логичный симбиоз между наукой, образованием и производством. Новых материалов, конструкций, технологий – масса, но они не внедряются, у производителей нет стимула, отсутствует спрос на рынке, не хватает профильных специалистов. Так вот синтез консорциумов, научных кластеров, передовых школ позволит объединить усилия, ускорить внедрение передовых технологий, инноваций, а главное – развить человеческий капитал, поднять уровень профессионализма и мотивации.

Каков Ваш прогноз развития строительной отрасли на ближайшие годы?

– Самый положительный. Отрасль переживает подъем. Увеличиваются инвестиции, усложняются задачи, объемы, расширяется количество объектов. Связано это, во многом, с вниманием руководства страны. Отдельно отмечу вице-премьера Марата Хуснуллина и министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина. Это большие профессионалы. Они ведут правильную политику и прислушиваются к мнению профессионального сообщества. Упрощаются административные барьеры, совершенствуются правила технического регулирования, нормы.

С какими проблемами предстоит столкнуться в будущем?

– Как я и говорил – в первую очередь, подготовка кадров. Это элементарно вопрос выживания нашей сферы. Вторая проблема – ценообразование, с этим вопросом мы тоже постоянно и плодотворно работаем, имея в виду скачки цен на материалы и технику. Уже принят закон о компенсации подрядчику 30% издержек в случае резкого изменения цен на материалы. Третий вызов – производительность труда. Вот эти три ключевые проблемы мы должны решить в течение ближайших пяти лет.

МГСУ всегда был кузницей талантов. Как Вы считаете, способен ли наш университет предложить нынешней молодежи новый образ строителя будущего?

– Современный строитель – это не землекоп, не штукатур, при всем к ним уважении, это управленец с высочайшим экспертным уровнем, специалист по наукоемким направлениям, сложной технике, цифре, робототехнике и т.д. Требования времени вынуждают нас повышать производительность труда и качество кадрового резерва. Современный строитель – профессия интеллектуальная. Так вот, в Главном строительном готовят именно таких специалистов.

Что бы Вы сказали молодым людям, которые хотят стать строителями? Почему стоит идти в профессию?

– Строитель – созидатель. Он нужен всем. Знаете, как у нас говорят: Бог создал землю, а все остальное – строитель. Самое главное: строитель всегда может посмотреть на плоды своего труда. Идешь по городу, и все, что ты видишь, создано строителями. Плоды вашего труда будут видеть поколения, дети, внуки, а потом и правнуки. Главное мое напутствие студентам: никогда не жалейте о том, что приобретете профессию строителя. Говорю по своему опыту – я прошел путь от мастера до министра и ни разу не пожалел, что пошел в эту сферу. Другой жизни я для себя не представляю! Недаром в одной из бамовских песен поётся: »……, а всё, что построено, то людям останется….!»