Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Братья-близнецы Иноземцевы - молодые ученые НИУ МГСУ

Братья-близнецы Иноземцевы - молодые ученые НИУ МГСУ

Братья-близнецы Иноземцевы - молодые ученые НИУ МГСУ
12.03.2024

В НИУ МГСУ преподают и развивают науку братья-близнецы, карьерные пути которых похожи, как зеркальные отражения. О них – специальная статья в газете «Московская перспектива».

Белые рубашки, сверкающие ботинки, безупречные стрелки на брюках и даже пусть и нестандартные, но одинаковые обручальные кольца – преподаватели кафедры строительных материалов Александр Сергеевич и Сергей Сергеевич Иноземцевы и сейчас внешне очень похожи. До определенного времени не было различия и в карьерной траектории: один лицей, один вуз, одна университетская группа, одинаковые красные дипломы и даже первая научная работа на одну и ту же тему. Сейчас братья работают на одной кафедре. Но в какой-то момент их пути все же разделились. Корреспондент «Московской перспективы» попыталась разобраться в этом зеркальном лабиринте.

Шутки шутками, но на студенческих форумах НИУ МГСУ ребята на полном серьезе одно время писали, что различают преподавателей только по цвету пиджаков и теряются, когда заходят в лабораторию. Особенно непросто было азиатским студентам, для которых славяне и так «все на одно лицо», а тут и вовсе ходячая головоломка. В какой-то момент преподаватели сжалились над учащимися – Александр Сергеевич отпустил небольшую эспаньолку. На интервью, чтобы уж точно не путаться, один из героев снял галстук. Стало немного проще.

ОДНОЙ ДОРОГОЙ

Иноземцевы родились в семье кадрового военного и учителя. Благодаря маме, преподававшей математику, у мальчиков не было проблем с точными науками. Папа, отличающийся стратегическим мышлением, помог с выбором профессии. «Папа любил повторять, что человечеству всегда будут нужны два вида кирпича – один из муки, другой строительный или керамический. Предлагал выбирать один из этих путей», – вспоминает Сергей. Кондитеров и хлебопеков в семье не было, а вот деятельность папы была связана со стройматериалами, в Пензе он руководил производством ЖБИ, сыновья неоднократно бывали у него на заводе, и им было откровенно интересно. Братья попали в первый поток ЕГЭ, экзамены сдали с одинаковым результатом. Нацелились на Пензенский государственный архитектурно-строительный университет.

Сергею отец рекомендовал направление строительных материалов, а Александру – промышленное и гражданское строительство (ПГС). «По стратегической задумке папы один из нас должен был производить материалы, а другой из них строить. Но набранных баллов на ПГС не хватило. В тот раз нам не суждено было разойтись, учились мы в одной группе», – улыбается Александр.

О том, что с выбором профессии «попали в яблочко», стало понятно с началом семестра. Первую сессию оба закрыли досрочно и на пятерки. Во втором семестре ситуация повторилась. Теоретические знания студенты подкрепляли практикой на производстве у отца.

«Нам повезло с педагогами – костяк наших преподавателей составляли Владимир Иванович Калашников, Евгений Валерьевич Королев, Юрий Сергеевич Кузнецов, Николай Иванович Макридин, Виктор Леонтьевич Хвастунов и другие. Это так называемая «пензенская научная школа» – сильные и очень авторитетные в нашей отрасли ученые», – рассказывает Сергей.

НАУЧНЫЙ КРУЖОК

На втором курсе в карьерную траекторию сыновей вновь вмешался Иноземцев-старший. Видя, что у ребят «горят глаза», папа порекомендовал не тянуть с кандидатской и записаться в научный кружок. В администрации университета запросу удивились.

В столь юном возрасте, а студентам едва исполнилось восемнадцать, по собственной инициативе в науку за историю вуза еще не погружались.

«Но нам повезло. По цепочке нас передали одному из самых молодых докторов наук – Евгению Валерьевичу Королеву, он заявил о себе в науке очень громко и рано. Нашим научным руководителем он стал, когда ему еще не было 35. Сейчас он один из самых авторитетных экспертов в области материаловедения – доктор технических наук, профессор, почетный строитель Российской Федерации, действительный член Российской инженерной академии, эксперт в научно-технической сфере Минобрнауки РФ. Награжден почетным знаком «За заслуги в области специального строительства». Евгений Валерьевич и заложил в нас фундамент как научных специалистов», – рассказывает Александр.

С 19 лет студенты начали участвовать в конференциях и публиковаться в рейтинговых профильных изданиях. Бакалавриат и магистратуру окончили с отличием: защищались по одной теме. «У нас была общая научная работа. Оказалось, что так можно. Она была настолько масштабной, что выступали по очереди, каждый защищал свой блок научных данных. Тема была посвящена специальным композиционным материалам, защищающим от радиации», – вспоминает Сергей.

В СТОЛИЦУ!

Переезд в столицу для братьев стал неожиданностью – тогда молодых ученых вполне устраивал родной вуз, где они и планировали учиться в аспирантуре. Но в первый год аспирантской деятельности, практически сразу же после поступления, их научный руководитель получил приглашение переехать в столицу и возглавить формируемый на базе НИУ МГСУ НОЦ «Наноматериалы и нанотехнологии». Братьев педагог позвал с собой.

«Юридически структурное подразделение тогда уже было создано. Но по факту к нашему приезду из сегодняшней лаборатории едва вынесли парты, до нас тут была обычная аудитория. Программа начала реализовываться позднее, когда сформировали материальную базу, закупили оборудование, набрали коллектив. Все это было уже на наших глазах», – вспоминает Александр.

После переезда близнецы оказались в гуще научных событий: сами учились пользоваться научным оборудованием, изучали методики, проводили первые экспериментальные исследования и обработки.

РАЗНЫЕ МАРШРУТЫ

Развилкой научных дорог стала необходимость выбрать тему кандидатских. Если в магистратуре можно было работать над одной темой, то требования к защите кандидатских предполагают индивидуальную работу. Научный руководитель предложил две темы – по одной уже был ряд исследований, вторую предстояло разрабатывать практически с нуля. Кто чем займется, разыграли в «камень-ножницы-бумага». В итоге Александр занялся изучением бетонов, а на долю Сергея выпали асфальтобетоны. Защита, опять же, прошла символично – в один день. Сейчас у каждого из братьев Иноземцевых в архиве есть большая научная работа.

Александр в соавторстве с научным руководителем Евгением Королевым получил несколько патентов РФ на новый облегченный сверхпрочный вид бетона, изготавливаемый с применением нанотехнологии. Помимо стандартных лабораторных образцов эта разработка имеет опыт апробации в промышленности. В рамках исследования на действующем предприятии, имеющем свое производство, на основе разработанного состава выпустили образцы с соответствующими параметрами качества. Был и опыт иностранной апробации, он показал адаптивность технологии для зарубежных рынков. Группа молодых ученых под руководством Сергея разработала самовосстанавливающийся асфальтобетон. Особый компонент из его состава позволяет ликвидировать часть образовывающихся в процессе эксплуатации трещин, увеличивая сроки нормативного состояния отдельных участков дорог.

Обе разработки имеют большой коммерческий потенциал.

РОЛЬ НАСТАВНИКОВ

После защиты диссертаций практический опыт молодых ученых стал проецироваться в методическую работу, они начали с интересом преподавать. Работают братья на одной кафедре – Cтроительного материаловедения. «Мы стали самостоятельными учеными, у каждого сформировалось свое направление деятельности. Есть и своя зона ответственности: аспиранты и студенты», – рассказывает Сергей. К сожалению, азы педагогического мастерства приходится постигать уже самостоятельно: получив интересное предложение, научный руководитель братьев Евгений Королев переехал в Петербург, сейчас он проректор по научной работе СПбГАСУ.

«Наш руководитель заложил в нас эталонный принцип научной деятельности, который мы используем в своей работе, на его основе сформировали требования уже для своих магистрантов и аспирантов. Как в СССР был знак качества, так и нам передали такие же стандарты с точки зрения методологии», – с гордостью вспоминает своего наставника Александр Иноземцев.

Что касается наставничества, то Сергей уже успел подготовить для защиты одного из двух аспирантов, оба они иностранцы. У Александра работа в этом направлении получилась необычнее и масштабнее – он решил пригласить второкурсников в научный кружок. Рассчитывал, что придет 2–3 человека.

«Объявление сделал на лекции. Как педагог, я вел два потока по 150 человек. В итоге из 300 студентов пришло 30. Я растерялся. Пришлось проводить отбор при помощи тестов. Сперва взял пятерых, но позднее двое отсеявшихся все равно пришли: «Пожалуйста, возьмите, очень хотим». Считаю, что все инициативные истории со стороны студентов должны быть поддержаны, поэтому взял. Это весьма увлеченные ребята, за их плечами уже есть конференции на английском языке, у нас такого в их возрасте не было», – резюмирует Александр.

И словно услышав эти слова, в дверь лаборатории нетерпеливо заглянули те самые студенты из научного кружка: у них неожиданно появилось окно в расписании, и они попросили провести дополнительное занятие. Вне очереди и вне графика. Просто потому, что «очень интересно». Александр Сергеевич лишь дружелюбно махнул: «Заходите!» Ведь любая студенческая инициатива должна быть поддержана наставником. Правда, вскоре ребятам пришлось потесниться – пришли аспиранты уже Сергея Сергеевича. Тоже вне расписания. Потому что им тоже «очень интересно».