Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Иностранные студенты как мягкая сила государства

Иностранные студенты как мягкая сила государства
22.09.2017

Одним из основных факторов, обусловливающих успех «мягких» инструментов внешнего воздействия государства и его умения расположить к себе международное сообщество, является возможность предоставить высшее образование иностранным студентам.

Рассматривая в качестве модели опыт США, стоит напомнить о десятилетиями отработанной крайне результативной системе формирования лояльно или дружественно настроенных по отношению к Соединенным Штатам политических и бизнес-элит в странах, студенты из которых в свое время получили образование в американских вузах в рамках международных образовательных программ. Выпускниками таких программ являются более 200 настоящих и бывших премьер-министров и президентов. Среди них Т.Блэйр, М.Тэтчер, Г.Шрёдер, М.Саакашвили, В.Ющенко, 80 членов правительства Саудовской Аравии получили образование в США, 75 членов парламента Кении обучались в американских университетах и т.д.

На этом фоне нельзя игнорировать исторический пример длительного доминирования СССР в сфере «мягкой силы» во времена «холодной войны» (до конца 1970-х – начала 1980-х гг.) в части пропаганды, а также формирования дружественных политических элит зарубежных государств. Наиболее яркий пример в истории страны – Российский университет дружбы народов (в ту пору – УДН им. П.Лумумбы).

Справочно: Созданный в 1960 г. как один из приоритетных государственных проектов с целью формирования «подконтрольных» политических элит в зонах влияния СССР на планете, университет явил собой первый пример широкомасштабной государственной поддержки такого источника формирования «мягкой силы» страны.

При том понимании, что вуз создавался как политический проект в известной международной обстановке и соответствующей идеологической атмосфере вряд ли найдутся несогласные с эффективностью этого инструмента, не раз подтвердившего свою состоятельность, активно участвуя в фактическом «конструировании» истеблишментов стран Азии, Африки и Латинской Америки и снискав международную репутацию советского оплота «soft power» (сам термин, как известно, вошел в обиход лишь в 1990-е гг.).

Кроме того, по своей мультикультурной специфике не имеющий мировых аналогов университет служит действенным средством формирования благоприятного климата межнационального общения народов России, а при соответствующем внимании со стороны государства мог бы в разы повысить свою эффективность в этом плане, принося заметную пользу государственной национальной политике.

В настоящее время свыше 1 миллиона выпускников российских и советских учебных заведений работают в более чем 170 государствах мира. Подавляющее большинство из них получило образование в России и успешно трудится у себя на родине и в других странах, занимает высо-кие государственные посты. Выпускниками российских (советских) вузов являются многие видные зарубежные общественные, политические и государственные деятели. Свидетельством стремления иностранных выпускников под¬держивать связи с Россией является деятельность их ассоциаций (объедине¬ний), созданных в 70 странах мира.

Российские высшие учебные заведения, государственные организации стремятся развивать контакты с иностранными выпускниками учебных заведений с тем, чтобы использовать их потенциал для укрепления отношений России с зарубежными странами, а также развития с иностранными выпускниками делового сотрудничества и партнерства.

Большая работа проводится среди национальных ассоциаций выпускников, в рамках которой в странах Европы, Азии, Северной Африки и Латинской Америки организуются региональные встречи выпускников.

У иностранных студентов, приезжающих на учебу в Россию, убедительным источником информации о российских ВУЗах являются их земляки, ранее учившиеся в нашей стране. Именно это обуславливает особую важность работы с иностранными выпускниками и их национальными ассоциациями (объединениями).

Кроме того, выпускники обладают существенным научным и профессиональным потенциалом для сотрудничества в разных сферах (политической, гуманитарной, культурной, научно-технической и экономической). Особенно массовым проявлением этого стали проведенные Всемирные форумы иностранных выпускников российских (советских) ВУЗов в Москве.

Многие из иностранных выпускников российских (советских) вузов занимают видное место в различных областях жизни своих стран. Среди выпускников - президенты (Гайана, Азербайджан и др.), премьер-министры (Казахстан, Гвинея-Бисау и др.), действующие министры (Гайана, Мали, Руанда и др.), послы (Бразилия, Ангола, Эфиопия, Иордания, Сирия, Руанда, Бенин, Буркина-Фасо и др.), политические и общественных деятели, бизнесмены. Десятки выпускников занимают посты зам.министров, руководителей Управлений, Департаментов министерств, более десяти - являются сотрудниками администрации президентов. Среди выпускников российских (советских) вузов – сенаторы, депутаты парламентов, сотрудники дипломатических миссий, руководители фирм и учреждений, госслужащие, занимающие средние по уровню должности. Сотни выпускников пополняют профессорско-преподавательских и руководящий состав вузов по всему миру, являются деканами, руководителями университетов, институтов, научно-исследовательских учреждений (Ангола, Бангладеш, Боливия, Гайана, Доминиканская Р-ка, Иордания, Индия, Казахстан, Кот-Д'Ивуар, Малави, Мали, Мексика, Монголия, Нигерия, Перу, Тунис, Шри-Ланка, Экваториальная Гвинея, ЮАР и многие др.).

Тем не менее, идея о создании единой системы взаимодействия с выпускниками российских и советских вузов остается важной и актуальной на сегодняшний день. Важность ее можно рассматривать не только с точки зрения распространения русского языка и культуры, но и в целях развития образования, привлечения в страну квалифицированных специалистов.

Выпускники обладают существенным научным и профессиональным потенциалом для сотрудничества в разных сферах: политической, экономической, гуманитарной, культурной, научно-технической. В нынешних условиях международной напряженности консолидация усилий мировой интеллектуальной элиты может стать важным шагом на пути к урегулированию конфликтов.

Свидетельством стремления выпускников поддерживать связи с «альма матер», Россией является деятельность зарубежных объединений выпускников. Хотя после распада СССР многие из национальных объединений и организаций иностранных выпускников советских вузов прекратили свое существование, тем не менее в настоящее время начался процесс их воссоздания и организации новых объединений. Сейчас они имеются в 68 странах, но не все активно действуют.

В 30 странах выпускники российских (советских) вузов не только принимают активное участие в деятельности своих ассоциаций, но и являются президентами, генеральными директорами или генеральными секретарями этих зарубежных объединений Обществ дружбы (Алжир, Ангола, Аргентина, Бангладеш, Бенин, Бразилия, Боливия, Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Иордания, Камерун, Кипр, Китай, Колумбия, Кот-д`Ивуар, Ливан, Мали, Марокко, Мадагаскар, Непал, Пакистан, Палестина, Панама, Перу, Танзания, Сейшельские острова, Шри-Ланка, Эквадор, Эфиопия).

В то же время деятельность национальных ассоциаций и других организаций выпускников российских (советских) ВУЗов нуждается в постоянной поддержке со стороны российского загранучреждения (посольства, РЦНК, Россотрудничества). При прекращении деятельности российских загранучреждений в тех или иных странах сворачивали свою работу и национальные объединения выпускников.

Проведение круглых столов, семинаров, различных встреч организуется ассоциациями, как правило, в помещениях представительств, Российских центров науки и культуры (РЦНК) или при посольствах.

Ассоциации выпускников пользуются при необходимости техническими средствами связи РЦНК, потому их активность выше там, где есть РЦНК (Иордания; Ливан; Индия – Нью-Дели, Мумбай, Калькутта; Шри-Ланка; Германия; Австрия; Болгария; Бангладеш; Испания; Польша; Сербия; Финляндия; Чехия; Непал; Танзания; Эфиопия; Чили; Перу; Колумбия; Мексика; Кипр).

Одной из важных для выпускников форм работы является оказание содействия в признании их документов об образовании, полученных в российских и советских вузах. При этом все более явно определяется необходимость проведения Российской Федерацией дополнительных мероприятий по академическому и профессиональному признанию дипломов российских вузов за рубежом.

Ряд ассоциаций выпускников успешно занимаются пропагандой русского языка и культуры. Обучают желающих русскому языку Мексиканская ассоциация выпускников ВУЗов России, выпускники советских и российских ВУЗов на Шри-Ланке, в Бразилии и многих других странах.

Еще одним важным направлением работы ассоциаций и объединений выпускников советских и российских ВУЗов является участие в отборе кандидатов на обучение в России за счет средств федерального бюджета и на контрактной основе.

Однако многие ассоциации участвуют в отборе кандидатов на учебу в РФ эпизодически. Наиболее активны выпускники в Азербайджане, Афганистане, Бангладеш, Вьетнаме, Германии, Иордании, Казахстане, Камеруне, Кении, Китае, Колумбии, Конго, Кот-д'Ивуаре, Кубе, Ливане, Марокко, Нигерии, Палестине, Сирии, Чаде, Шри-Ланке, Эквадоре, Экваториальной Гвинее.

В этой связи для реализации долгосрочных внешнеполитических и внешнеэкономических интересов России представляется целесообразным вернуться к комплексной государственной поддержке вузов России, ведущих активное обучение иностранцев. Необходимо создать эффективный канал взаимодействия с ассоциациями выпускников советских и российских вузов.


По материалам сайта http://csef.ru/