Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Основное научное направление кафедры в 2021-2022 учебном году – исследования актуальных проблем теории современных иностранных языков и методики их преподавания в высшей профессиональной школе.

За отчетный период была опубликована одна монография: Метелькова Л.А., Игнатьева А.А. Технология работы над креативным письмом на практических занятиях по французскому языку. 2021, Чуваш. гос. пед. ун-т, 160 стр., тир. 1003.

На 30 июня 2022 г. преподавателями кафедры опубликовано 35 научных статей, из них в изданиях, рекомендованных ВАК РФ 27 статей, Scopus – 1 статья, в Scopus типа Article и Review – 1 статья, 6 опубликованных в зарубежных изданиях статей ожидают индексации в Web of Science.

Студентами под руководством преподавателей было опубликовано 59 статей по результатам научно-практических конференций: в Сборнике докладов научно-технической конференции по итогам научно-исследовательских работ студентов института экономики, управления и коммуникаций в сфере строительства и недвижимости НИУ МГСУ (46), в сборнике статей по материалам X Международной студенческой научной конференция «Традиции, современные проблемы и перспективы развития строительства» / Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (Республика Беларусь) (2), в Сборнике трудов IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Мой профессиональный стартап», Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (2), в Студенческом электронном научном журнале (7), в журнале «Инновации и инвестиции» (2).

Студенты заняли призовые места и/или стали победителями в следующих конкурсах, олимпиадах, конференциях: в конкурсе на немецком языке Tolles Diktat, VIII Международной научно-практической конференции на немецком языке для студентов и аспирантов Welt und Wissenschaft, Международном конкурсе эссе на английском языке «My University Engineering Teacher I Will Never Forget», Всероссийском конкурсе переводческого мастерства среди студентов в рамках Всероссийского фестиваля студенческой молодежи «Человек. Гражданин. Ученый» (г. Чебоксары), Всероссийском конкурсе «Читая Гюго» (г. Нижний Новгород), Международной 56-я студенческая конференция по техническим, гуманитарным и естественным наукам (г. Чебоксары), Всероссийском конкурсе Эссе Unity in Diversity (г. Москва), Международном конкурсе коллективного письма Florilège-FIPF 2022 (Академия Монпелье, г. Монпелье, Франция), Международном онлайн-конкурсе профессионального переводческого мастерства «World skills» – «Язык есть дух народа» (г. Москва), VII Всероссийской студенческой олимпиаде по иностранному языку, Х Международной студенческой научно-практической конференции «Economic Achievements, Failures and Expectations of the 21 Century», в конкурсе «Вузэкофест-2022», внутривузовской олимпиаде по английскому языку, внутривузовской олимпиаде по немецкому языку, внутривузовской олимпиаде по французскому языку, конференции Дни студенческой науки 2022.

В Международном конкуре перевода Inalco russe open 2022 Bouysse, организованном Департаментом русистики Национального института восточных языков и культур (Париж) с 15 ноября 2021 по 1 января 2022 приняли участие 22 обучающихся направления подготовки бакалавриата и магистратуры.

Международный курс по французскому языку Vivre en France А1, организованном Французским цифровым университетом / Альянс Франсез Париж, Иль де Франс, Франция / феврале-июне 2022 г прошли более 50 обучающихся направления подготовки бакалавриата и магистратуры.

В настоящее время в аспирантуре обучаются два старших преподавателя кафедры: ст. преподаватель Фролова Е.А. в Московском городском педагогическом университете, тема исследования «Конструкция с расщепленным инфинитивом в англоязычном медийном дискурсе: динамический аспект» (научный руководитель – д.филол.н. Сулейманова Ольга Аркадьевна); ст. преподаватель Роот Э.В. в Московском городском педагогическом университете, тема исследования «Обучение технической иноязычной коммуникации студентов инженерных специальностей на основе междисциплинарного подхода».

В отчетный период преподаватели приняли участие в следующих конференциях, семинарах, конкурсах и др.:

Top Teachers Conference, 1-5 июля 2021 г. (ст. преподаватель Костюкович Е.Ю.)

14-й Международной научно-методической конференции по изучению и преподаванию английского языка в вузе «Language Communication Society: Current Challenges and Beyond», посвященной 30-летию Лингвистической ассоциации преподавателей английского языка при МГУ имени М.В. Ломоносова, 20-24 сентября 2021 г. (ст. преподаватель Юдина И.И.)

Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции «Филологические чтения», г. Оренбург, 18 октября 2021 г. (доцент Кириллова И.К.)

XI Всероссийском фестивале науки, г. Н. Новгород: ННГАСУ, 21 октября (доцент Солуянова О.Н.)

VI Международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований-2021», АНРИ (Ассоциация научных редакторов и издателей), 20-22 октября 2021 г. (доцент Солуянова О.Н., ст. преподаватели Юдина И.И., Костюкович Е.Ю.)

Всероссийской научно-методической онлайн конференции «Методическое наследие А.А. Леонтьева», Образовательная компания RELOD и редакция журнала «Иностранные языки в школе», 26 октября 2021 г. (ст. преподаватель Юдина И.И.)

Всероссийской конференции по иностранным языкам: «Воспитание гражданина России средствами предмета «Иностранный язык», 27 октября 2021 г. (ст. преподаватель Костюкович Е.Ю.)

Международной конференции для преподавателей английского языка: «Преподавание английского языка в ВУЗе: современные тенденции и технологии» 27 октября 2021 г. (ст. преподаватель Костюкович Е.Ю.)

Международной конференции для преподавателей английского языка «Преподавание английского языка в ВУЗе: современные тенденции и технологии», 27 октября 2021 г. (доцент Солуянова О.Н.)

Creating a Parser to Handle Texts in the Construction Field on the basis of Graph Theory and Vector Algebra, MMSA 2021 ноябрь 2021 г (доцент Сак А.Н.)

Международной научно-практической конференции Proceedings of INTCESS 2022- 9th International Conference on Education & Education of Social Sciences 17-18 January (доцент Метелькова Л.А.)

V Международной заочной научно-практической конференции «Гуманитарные аспекты высшего профессионального образования». г. Макеевка. ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» (доцент Солуянова О.Н.)

III Международной научной конференции «Социотехническое гражданское строительство». Казань. // ЭНИ «Гуманитарные науки в XXI веке» (доцент Солуянова О.Н.)

Всероссийской научно-практической конференции «Требования нового ФГОС 2021. Иностранные языки. Сессии 1 и 6, 27 января 2022 года, АО Издательство «Просвещение» (Ст. преподаватель Костюкович Е.Ю.)

5-й Международной переводческой научно-практической конференции COSINES Pi по устному и письменному переводу в секции экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова / 26-27 января 2022 года / МГУ совместно с Финансовым Университетом (доцент Метелькова Л.А, преподаватель Юдина И.И.)

Международной научной конференции «Архитектура цифровой трансформации иноязычного образования в оптике когнитивных технологий обучения профессиональному английскому языку в неязыковом вузе», 27-28 января 2022 г. Финансовый Университет (доцент Метелькова Л.А., преподаватель Юдина И.И.)

51-м Международном конкурсе научно-исследовательских работ, январь 2022 г., ОНР Всероссийское общество научно-исследовательских разработок ПТСАЙНС (доцент Метелькова Л.А. (Диплом 2 место), преподаватель Оганесян Е.А., доцент Соколова А.Г.)

INALCO RUSSE OPEN - международном конкурсе художественного перевода с французского на русский язык, который проводит Департамент русистики Национального института восточных языков и культур (Париж), январь 2021 – июнь 2022 г. (доцент Метелькова Л.А.)

Конкурсе среди преподавателей французского языка «Je suis Nice, et vous», l’Université d’été de Francophonia (грант на двухнедельное обучение стоимостью 1210 евро в Университете Франкомании, Франция) (доцент Метелькова Л.А.)

Assises universitaires, 3 и 4 февраля 2022, Французский Институт, г. Москва (доцент Метелькова Л.А.)

Семинаре Oxford Professional Development Event ELTOC, 5 марта 2022, Oxford University Press (Ст. преподаватель Костюкович Е.Ю.)

Using cosine similarity classifier for NLP analysis in construction field texts, Form 2022 март 2022 г (доцент Сак А.Н.)

Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков». Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 7-8 апреля 2022 г., г. Нижний Новгород (доценты Кириллова И.К., Солуянова О.Н.)

I Международной Ассамблеи Российской академии образования «Ученик в современном мире: формула успеха», 18-21.04.2022 г. (доцент Метелькова Л.А.)

I Международной Ассамблеи Российской академии образования «Ученик в современном мире: формула успеха», 18-21.04.2022 г. «Исследовательский модуль: подготовка и сопровождение социологических исследований по вопросам трудностей в обучении» (доцент Метелькова Л.А.)

XXV Международной конференции Construction: The Formation of Living Environment, НИУ МГСУ, 20-22 апреля 2022 г. (доцент Соколова А.Г.)

XX Международной конференции Topical Issues of Linguistics and Teaching Methods in Business and Professional Communication, РУДН, 22-23 апреля 2022 г. (доцент Соколова А.Г.)

Международной конференции «Интеграция инженерного образования и гуманитарных наук: Глобальные межкультурные перспективы», 20-22 апреля 2022г., Санкт-Петербургский политехнический университет им. П. Великого (Ст. преподаватель Роот Э.В., ст. преподаватель Германович Т.В.)

Международной междисциплинарной конференции «Россия и мир: транснациональные коммуникации и взаимопроникновение культур», Московский городской педагогический университет, Институт гуманитарных наук, 22.04.2022, г. Москва (доцент Кириллова И.К.)

Научно-методической конференции «Тенденции теоретической и практической подготовки по иностранному языку внеязыковом вузе», 23-24 июня 2022 г., МГЛУ (преподаватель Юдина И.И.)

VIII Международном форуме по педагогическому образованию «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке», КФУ, (доцент Метелькова Л.А.)

Using Vector Proximity for NLP Analysis of Specialized Texts, SYNCHROINFO 2022 -29 июня 2022 (доцент Сак А.Н.)


Публикации ППС кафедры ИЯиПК за 2022-2023 учебный год

1.      Алешугина Е.А., Волохова В.В. Проектирование содержания иноязычной подготовки по направлению «Информационные системы и технологии» // Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С. 86-88.

2.      Ардатова Е.А., Ушанова Н.П. Экологическая стандартизация в строительстве // Инновации и инвестиции. – 2022. - №11. – С. 257-260.

3.      Волохова В.В. Синтаксические особенности современного немецкого языка в научных статьях строительной тематики // Вестник филологических наук. – 2023. - №1. – Том 3. – С. 209-215.

4.      Волохова В.В. Семантика пассивных конструкций в современных строительных текстах (на примере немецкого языка) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. - №7. – С.145-149.

5.      Германович Т.В., Рябова Н.М. Проблемы интеграции цифровых инструментов в иноязычную подготовку студентов // Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С. 101-103.

6.      Германович Т.В., Рябова Н.М. МООК: появление и особенности развития в США, Китае и России // Вестник педагогических наук. – 2023. - №2. – С. 125-130.

7.      Гордеева Н.Г., Метелькова Л.А., Шерстякова А.Ю. Организация работы научно-практических конференций на уроках французского языка в старших классах // Вестник ЧГПУ им. Яковлева (Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева). – 2022. - №4(117). – С. 32-38.

8.      Грубин В.И., Дмитриева Е.И., Плужникова И.И., Юдина И.И. Тенденции изменения академической культуры при разных форматах обучения // Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С. 112-115.

9.      Грубин В.И., Дмитриева Е.И., Плужникова И.И., Юдина И.И. Влияние дистанционного обучения на культуру общения преподавателей и студентов // Глобальный научный потенциал. – 2022. - №5(134). – С. 124-128.

10.  Даниелян М.Г., Метелькова Л.А. Conceptions and Cultural Significance of Bilingualism // Lecture Notes in Networks and Systems. -2023. -Vol. 636. – P. 73-79.

11.  Даричева М.В., Кочеткова Н.Н., Солуянова О.Н. Использование технологии Task-based learning при обучении говорению на занятиях английского языка // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – №79 Часть 3. – С. 84-87.

12.  Девятникова К.Г. Typological characteristics of the secondary linguistic identity of French language students // Современное педагогическое образование. – 2023. -№3. – С. 226-232.

13.  Девятникова К.Г. Permacrisis, metacrisis, polycrisis: determining the nature of the phenomena using semantic analysis // Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С. 365-370.

14.  Дмитриева Е.И., Плужникова И.И., Оганесян Е.А. Анализ практики организации оценки работы преподавателей в высшем образовании // Перспективы науки. – 2022. - №10(157). – С. 256-258.

15.  Дриженко М.А. Проблема формирования иноязычных лексических навыков в отечественной и зарубежной методике // Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С. 371-375.

16.  Дриженко М.А., Гордеева Н.Г. Опыт обучения пониманию иноязычных устных текстов в процессе профессиональной подготовки будущих строителей // Казанский педагогический журнал. – 2022. - №3(152). – С. 121-128.

17.  Ершова Т.А. Парадоксы информационно-коммуникативных технологий Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С. 124-126.

18.  Ершова Т.А. Особенности разумного наполнения информационно-коммуникативными технологиями процесса обучения иностранному языку в вузе // Современное среднее профессиональное образование. – 2022. - №3. – С. 26-28.

19.  Зубкова Я.В., Калюжная И., Кириллова И.К. Дискурсивные характеристики прогностических текстов (на материале немецких и русских гороскопов) // Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С. 376-380.

20.  Иванова С.В., Зайцева Е.Л., Оганесян Е.А. Репрезентация СССР во Второй мировой войне во французском учебном историческом тексте // Вестник ЧГПУ им. Яковлева (Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева). – 2022. - №3(116). – С.43-50.

21.  Кириллова И.К., Метелькова Л.А., Зубкова Я.В. Разноуровневое обучение иностранному языку в магистратуре технического вуза // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. -2022. - №3(61). – С. 31-35.

22.  Кобзева О.В., Федорова Е.Л. Вербальная репрезентации кинемы в художественной литературе в разносистемных лингвокультурах (на материале русского и английского языков) // Власть истории - История власти. – 2023. - №45 (часть 3). – С. 50-60.

23.  Кобзева О.В., Федорова Е.Л. Вербальная репрезентация кинемы как лингвопрагматический аспект обучения языкам в высшей школе при формировании межкультурной компетенции студентов // Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С. 396-398.

24.  Костюкович Е.Ю. Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в вузе // Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С. 492-496.

25.  Костюкович Е.Ю. Кейс-метод в обучении английскому языку в строительном вузе // Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С.158-161.  

26.  Кочеткова А.А., Ушанова Н.П. Инновационные технологии, применяемые в строительстве разводных мостов // Инновации и инвестиции. – 2022. - №11. – С.276-278.

27.  Кудрявцева И.Г. Развитие медиаграмотности на практических занятиях по иностранному языку (на примере военного вуза) // Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С. 149-153.

28.  Метелькова Л.А., Оганесян Е.А., Зайцева Е.Л. Инновационные технологии в обучении французскому языку студентов нелингвистических специальностей // Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С. 162-165.

29.  Метелькова Л.А., Гордеева Н.Г., Иванова С.В. Принципы отбора цифровых инструментов для формирования иноязычных навыков обучающихся // Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С. 188-193.

30.  Метелькова Л.А., Даниелян М.Г. Сравнительно-сопоставительный анализ в методике обучения использованию русских возвратных и французских местоименных глаголов // Современное педагогическое образование. – 2022. -№11. – С. 213-216.

31.  Метелькова Л.А., Даниелян М.Г. Обучение порядку слов во французском и русском предложениях: сравнительно-сопоставительный подход // Современное среднее профессиональное образование. – 2022. - №3. – С.17-20.

32.  Павлючко И.П. Лингводидактическое функционирование языка: традиции и современность // Современное педагогическое образование. – 2023. - №1. – С. 399-404.

33.  Роот Э.В. Методологические подходы к моделированию технологии обучения умениям устной иноязычной технической коммуникации инженеров // Современное педагогическое образование. – 2023. - №1. – С. 166-170.

34.  Рябова Н.М. сМООК: проблемы, особенности и перспективы // Успехи гуманитарных наук. – 2023. - №4. – С. 199-205.

35.  Сак А.Н. Синтаксический разбор предложения с помощью алгоритмов кластеризации // Современное педагогическое образование. – 2023. - №1. – С. 427-433.

36.  Сак А.Н. Using vector proximity for NLP Analysis of specialized texts // Proceedings of 2022 Systems of Signal Synchronization, Generating and Processing in Telecommunications (SYNCHROINFO). – С. 1-6.

37.  Сак А.Н. Advanced DMT Modem as an element of the PON/xDSL system // Proceedings of 2022 Systems of Signal Synchronization, Generating and Processing in Telecommunications (SYNCHROINFO). – С. 1-4.

38.  Сергеева Ю.С. Коммуникативная категория авторитетности в академическом дискурсе // Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С. 433-439.

39.  Соколова А.Г., Архипов А.В. Application of neural networks in education: opportunities and challenges // Инновации и инвестиции. – 2023. - №2. – С. 127-130.

40.  Соколова А.Г., Архипов А.В. The problem of lexical interference of English on contemporary Italian // Современное педагогическое образование. – 2023. -№1. – С. 440-443.

41.  Хучбарова Д.М., Соколова А.Г. Культурно-просветительский дискурс как функциональное пространство реализации прагматического потенциала паремии в английском языке // Современное педагогическое образование. – 2023. -№2. – С. 260-267.

42.  Соколова А.Г. Инженерный дискурс и его роль в современном инженерном образовании // Сборник материалов X Международной научной конференции. «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЕЛОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ», РУДН, 2022. – С. 150-153.

43.  Соколова А.Г., Хучбарова Д.М., Магомедов М.И. Использование англо-американских антипословиц в экономическом дискурсе // Сборник материалов X Международной научной конференции. «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЕЛОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ», РУДН, 2022. – С. 240-243.

44.  Соколова А.Г., Амирова Д.Ф. Использование сленга: теоретическая сущность и адаптация к современным реалиям // Современное педагогическое образование. – 2022. -№11. – С. 242-245.

45.  Соколова А.Г. Analysis and classification of the principal types of assimilation of anglicisms in Italian language // Современное педагогическое образование. – 2022. -№8. – С. 110-114.

46.  Соколова А.Г., Архипов А.В. Cognitive and pragmatic aspects of borrowing in modern Italian language // Современное педагогическое образование. – 2022. -№9. – С. 177-182.

47.  Соколова А.Г. Межъязыковая интерференция в преподавании болгарского языка русскоязычным учащимся // Современное среднее профессиональное образование. – 2022. - №2. – С. 3-6.

48.  Солуянова О.Н. Формирование внутренней мотивации к изучению английского языка у студентов нелингвистического вуза // Современное педагогическое образование. – 2023. - №1. – С.171-175.

49.  Солуянова О.Н., Минеева О.А. Применение информационно-коммуникационных технологий для оценки знаний студентов вузов в области английского языка // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. -2022. - №4. – С. 167-179.

50.  Тарабарина Ю.А. Речевые жанры как профессиональная основа содержания иноязычного обучения студентов градостроительного направления подготовки // Современное педагогическое образование. – 2023. - №1. – С.176-183.

51.  Ушанова Н.П. Использование информационных технологий как средство повышения мотивации студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе // Современное педагогическое образование. – 2023. - №1. – С.184-187.

52.  Швецова О.А. Подходы к обучению иностранным языкам // Современное педагогическое образование. – 2023. - №1. – С.205-208.

53.  Юденкова О.В. Удовлетворенность студентов качеством преподавания иностранных языков в неязыковых вузах России // Современное педагогическое образование. – 2023. - №2. – С.50-56.

54.  Юденкова О.В., Ивасенко Ю.И. Переосмысление вопросов преподавания иностранных языков в технических университетах России // Современное педагогическое образование. – 2023. - №1. – С.209-211.

55.  Юдина И.И., Неверова Н.В., Рыбакова Л.В., Садовская М.Л., Шаройко Е.А., Галюк Н.А., Еремеенкова Н.А. Коммуникации и когниции: взгляд на лингвистические единицы профессионально ориентированного иностранного языка // Современное профессиональное образование. – 2022. - №9(325). – С. 45-51.


Участие преподавателей ИЯиПК в конференциях за 2022-2023 учебный год