Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Интервью профессора, доктора технических наук А.В. Гинзбурга отраслевому журналу «Строительство»

Интервью профессора, доктора технических наук А.В. Гинзбурга отраслевому журналу «Строительство»

Интервью профессора, доктора технических наук А.В. Гинзбурга отраслевому журналу «Строительство»
22.03.2021
Сегодня «легальный» спрос на BIM-специалистов в строительной отрасли не соответствует истинной потребности — по всей России для них размещено всего 160 вакансий. Но в самое ближайшее время эта картина может резко измениться, и где же тогда взять необходимые кадры? — об этом в своем интервью в 3-м номере отраслевого журнала «Строительство» рассказал Председатель комитета по профессиональному образованию Российского Союза строителей (РСС), зав. кафедрой Информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве НИУ МГСУ, проф., д.т.н. - Гинзбург Александр Витальевич.

Сколько студентов ежегодно обучается технологиям информационного моделирования в вашем вузе? Выделен ли BIM в отдельную специализацию или это только небольшая часть общей̆ программы?

Александр Гинзбург: «В Московском государственном строительном университете ведется обучение по значительному количеству направлений подготовки бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Однако к информационным технологиям в строительстве имеют непосредственное отношение несколько направлений. В программах бакалавриата — это направление подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника. Профиль: Системотехника и автоматизация проектирования и управления в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 50 бюджетных мест. А также направление подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии.
Профиль: Системотехника и информационные технологии управления в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 50 бюджетных мест. В программах магистратуры — это направление подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника.
Профессиональная образовательная программа: Моделирование автоматизированных систем обработки информации, управления и проектирования в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 50 бюджетных мест.
Также направление подготовки 08.04.01 Строительство. Профессиональная образовательная программа: Информационное моделирование в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 38 бюджетных мест.
В программах аспирантуры — направление подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника. Программа аспирантуры: Информатика и вычислительная техника в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 9 бюджетных мест. Выпускает их кафедра Информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве (ИСТАС).
Обучающиеся по данным программам получают знания в области создания и использования информационных и интеллектуальных технологий для организации, управления в строительстве и архитектурно-строительном проектировании. Целенаправленно вопросами технологий информационного моделирования занимаются обучающиеся по программе магистратуры 08.04.01 Информационное моделирование в строительстве. Ее цель — фундаментальная и предметно-ориентированная подготовка квалифицированных специалистов, призванных управлять процессом информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта строительства. Иными словами, планировать, организовывать, координировать, контролировать результат, оценивать эффективность управления. Вместе с тем в университете уделяют значительное внимание тому, чтобы обучаю- щиеся по всем строительным направлениям подготовки осваивали актуальные цифровые компетенции в рамках своих образовательных программ. Студенты изучают такие предметы как «Строительная информатика», работают с современными программными продуктами, ориентированными на работу с информационными моделями строительных объектов, выполняют соответствующие курсовые и выпускные квалификационные работы».

Есть ли возможность, исходя из потребностей̆ отрасли, увеличить количество студентов по этой̆ специализации?

Александр Гинзбург: «Для увеличения количества обучающихся необходимо увеличение контрольных цифр приема — бюджетных мест по информационным направлениям подготовки. Прорывного увеличения количества обучающихся на коммерческих местах в со- временных условиях ожидать трудно. Количество бюджетных мест для каждого вуза по каждому направлению подготовки определяет Министерство образования и науки РФ. Руководство НИУ МГСУ ежегодно подтверждает максимально возможную квоту, заявляемую министерством. Но очевидно, что в масштабах складывающейся сегодня потребности отрасли и московского региона в соответствующих специалистах, эти контрольные цифры совершенно недостаточны. Возможно, необходимо налаживание конструктивного диалога Министерства строительства и ЖКХ с Министерством образования и науки по вопросу расширения подготовки востребованных отраслью кадров».

Существуют ли в вашем вузе программы по переподготовке специалистов в области BIM на основе дополнительного профессионального образования? Сколько человек ежегодно обучается BIM?

Александр Гинзбург: «На базе действующей магистерской программы 08.04.01 Информационное моделирование в строительстве кафедрой Информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве разработана программа профессиональной переподготовки «Технологии информационного моделирования в строительстве». Цель программы — подготовка специалистов строительной отрасли к работе с использованием технологий информационного моделирования в рамках своих функциональных обязанностей и производственных задач, подготовка специалистов, владеющих необходимым программным обеспечением, используемым на различных этапах жизненного цикла строительных объектов, умеющих быстро адаптироваться к предметной области разрабатываемой информационной системы.
Обучение по программе, а это 324 ак. часа, ведется без отрыва от производства с применением электронных образовательных технологий. Срок обучения — 5 мес. По его итогам и успешной защиты выпускной квалификационной работы слушателям выдается диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида деятельности.
Программа профессиональной переподготовки имеет модульную структуру. Каждый модуль может рассматриваться как отдельная программа повышения квалификации: Концепция информационного моделирования в строительстве, Информационное моделирование на этапе проектирования, Информационное моделирование на этапе строительства, Управление инженерными данными в жизненном цикле продукции в строительстве, Информационное моделирование на этапе эксплуатации зданий и сооружений, Управление процессами информационного моделирования в строительстве».

В состоянии ли ваш вуз закрыть потребность специалистов в области BIM в вашем регионе и соседних регионах?

Александр Гинзбург: «Если исходить из существующих в настоящее время контрольных цифр приема на бюджетные места по программам подготовки информационной направленности, то потребность в специалистах существенно больше. Однако серьезный резерв имеется в программах дополнительного профессионального образования. Именно на их основе можно организовать массовую подготовку квалифицированных кадров, причем с учетом их индивидуальной базовой подготовки и профессиональной траектории развития. Важную роль для увеличения числа слушателей образовательных программ играют электронные образовательные технологии, позволяющие обеспечить удобный и гибкий удаленный доступ к обучающим материалам самого широкого круга обучающихся».

Хватит ли преподавателей для увеличения учебных программ?

Александр Гинзбург: «Конечно, переизбытка квалифицированных преподавателей сегодня не существует. Важная задача университета, которую приходится решать постоянно, — это повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, в том числе и в сфере технологий информационного моделирования в строительстве. Важный фактор, определяющий актуальность реализуемых образовательных программ, — это организация тесного взаимодействия с действующими профессионалами, на практике реализующими внедрение информационных моделей на всех этапах жизненного цикла строительных объектов. Привлечение специалистов отрасли к разработке и реализации образовательных программ — еще один резерв для сокращения дефицита квалифицированных преподавателей».