Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Дорожное строительство: перспективы развития

Дорожное строительство: перспективы развития

Дорожное строительство: перспективы развития
06.06.2023

Можно ли сделать российские дороги лучше и что для этого нужно? Один из самых компетентных людей в этом вопросе в нашей стране – это герой нашего интервью, руководитель Центра, где разрабатываются и совершенствуются дорожно-строительные материалы.

На вопросы о своей работе и не только нам ответил Виталий Александрович Гладких, директор НИиИЦ «МГСУ СТРОЙ-ТЕСТ».

Этой весной вы были награждены благодарностью мэра Москвы за многолетнее сотрудничество и вклад в развитие жилищно-коммунального хозяйства города. Получали ли вы ранее правительственные награды?

Перечислю основные. В 2013 году награждён медалью «За успехи в научно-техническом творчестве». В 2014 году удостоен серебряной медали Салона инноваций «Архимед», в том же году стал лауреатом Всероссийского выставочного центра.

В 2016 году получил стипендию Президента Российской Федерации для молодых учёных и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки. Также в 2016 году стал победителем конкурса по программе «Старт».

В 2017 году победил в конкурсе Фонда «Сколково» на получение гранта на реализацию инновационного проекта. В 2021 году награждён медалью Минобрнауки за вклад в реализацию государственной программы политики в области образования.


С какими российскими регионами вы сотрудничаете? Поступали ли предложения о сотрудничестве из других стран?

Мы сотрудничаем с организациями из Москвы, Московской области, других регионов нашей страны. Попробую назвать регионы, с которыми сотрудничали за последние три года: Москва и Московская область, Камчатка, Магаданская область, Оренбургская область, Рязанская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Калининградская область, Ленинградская область. Практически в каждом из них у нас были задачи по лабораторному сопровождению объектов или экспертные мероприятия.

С другими странами взаимодействуем в основном по задачам научно-технического характера. В первую очередь это Китай, наше сотрудничество связано с разработками серных бетонов, сероасфальтобетонов. Ещё один партнёр – Южная Корея. Из европейских стран можно отметить Польшу, которая проявляла интерес к нашим разработкам.

Как вы относитесь к выражению: «В России две беды: дураки и дороги?»

С тем, что у нас есть некомпетентные люди, я согласен. Про второе скажу так: дороги мы научились строить, и строить хорошо. За последние 10 лет в нашей стране существенно обновилась нормативная база проектирования дорожных покрытий и составов асфальтобетонов, а также их испытаний.

У нас в стране одна из лучших систем в проектировании и оценке качества дорожных асфальтобетонов, но есть проблема низкой связанности наших территорий. Мы её постепенно решаем. У нас глобальные планы по развитию дорожной сети в нашей стране и приведению больших объёмов дорожных покрытий в соответствие нормативным требованиям. Строятся и новые дороги, например, трасса М12 Москва-Казань, которую планируют продлить до Екатеринбурга.

Ваша диссертация посвящена применению сероасфальтобетонов в строительстве. Расскажите, пожалуйста, максимально доступно для людей, далёких от науки, в чём преимущества сероасфальтобетонов перед другими материалами?

В рамках диссертационной работы я занимался исследованиями сероасфальтобетона и разработкой способов, которые позволят минимизировать негативные последствия применения этого материала. Я решал задачу по утилизации токсичных газов, которые образуются при производстве и укладке сероасфальтобетонов.

Основное преимущество этого материала – высокая стойкость к колееобразованию, плюс утилизация технической серы, которая является вторичным продуктом переработки.

Почему вы выбрали для исследования эту тему? И работаете ли вы дальше над её изучением?

Сначала меня заинтересовало направление утилизации вторичных ресурсов, таких как техническая сера, потом заинтересовало их применение в дорожном строительстве.

Когда я защитил кандидатскую диссертацию, сфера моих научных интересов немного сместилась: от сероасфальтобетонов к серным бетонам. Если сероасфальтобетон – это такой аналог асфальтобетона, то серный бетон – аналог цементобетона. Серный бетон – это композитный конструкционный материал, изделия из него используются в основном в дорожной инфраструктуре.

Его преимущества: высокая морозостойкость, низкое влагопоглощение, высокая стойкость к действию солей, которые у нас активно применяют на дорожных покрытиях. Всё это позволяет увеличить долговечность изделий транспортной инфраструктуры и, соответственно, снизить траты на поддержание нормативного состояния дорожных покрытий и элементов обустройства.

Оказывает ли университет помощь в ваших исследованиях?

Безусловно, университет оказывает помощь в исследованиях. Во-первых, это богатейшая лабораторная база, которой мы можем пользоваться в рамках наших научных исследований. Во-вторых, это очень компетентные коллеги, к которым всегда можно обратиться за советом, помощью.

Также в университете реализуется система внутренних грантов. На мой взгляд, это важное явление, которое в долгосрочной перспективе позволит проводить серьёзные исследования и внедрять полученные результаты в строительную отрасль, в жизнь.

Расскажите о работе НИиИЦ «МГСУ СТРОЙ-ТЕСТ»: какие задачи выполняет Центр?

В первую очередь мы выполняем научно-исследовательские работы, направленные на разработку и совершенствование дорожно-строительных материалов. Также проводим оценку технического состояния строительных конструкций, зданий и сооружений, лабораторный строительный контроль на строящихся и ремонтируемых объектах.

Кроме того, наш Центр занимается лабораторным сопровождением практически всех парковых территорий города Москвы – лесопарка «Кусково», парков «Москворецкий», «Щукинский», природно-исторических парков «Измайлово», «Покровское-Стрешнево», рек Яузы и Чермянки. Лабораторное сопровождение представляет собой комплекс мероприятий, направленных на повышение качества строительных работ в рамках благоустройства территорий.

Из интересных объектов – «Лента Мёбиуса» на ВДНХ, ландшафтный аттракцион, который представляет собой непрерывный пешеходный маршрут, протянувшийся по несущей конструкции в виде знака бесконечности. Мы проводили контроль качества строительства пешеходного моста, тропы. Ещё один объект – «Парк Победы» на Поклонной горе.

Назовите от 3 до 5 ключевых достижений Центра за последние годы.

Первое – прохождение аккредитации в Национальной системе аккредитации. Это подтверждение компетентности нашего центра, необходимое для проведения широкого перечня испытаний.

Второе – модернизация лабораторий, создание исследовательской инфраструктуры в Центре. Мы создали лаборатории асфальтобетонов, грунтов, инертных материалов, бетонов, новую дорожную лабораторию.

Третье – создание опытной установки для изготовления изделий из серного бетона. Например, мы можем сделать бортовой камень весом в 100 килограммов. На пилотной установке можно создать целую опытную партию и передать её заказчику для эксплуатации: не кубики, не балочки, а уже готовые изделия.

Как строится работа Центра со студентами?

Мы берём студентов на работу. Они приходят на практику и стажировку, какое-то время мы их оцениваем. Кто-то остаётся. У нас уже работает несколько инженеров, которые пришли ещё студентами. Некоторые из них готовятся к поступлению в аспирантуру и будут проводить исследования на базе нашего центра с использованием научно-исследовательского оборудования «МГСУ СТРОЙ-ТЕСТ».

Как вы отдыхаете от работы? Есть ли хобби и увлечения? Остаётся ли время на семью?

Отдыхаю всегда с семьёй. Иногда просто гуляем, иногда проводим время дома с друзьями, иногда едем к родителям. Когда позволяет время – путешествуем.

Я люблю путешествовать по нашей стране – неоднократно посетил города Золотого кольца. Моё основное хобби – это история нашего государства и всё, что с этим связано. Это не только чтение книг, но и путешествия, знакомство с историческими объектами, походы в музеи, посещение различных выставок, экспозиций.

История – очень интересующий меня вопрос, потому что многие события цикличны, они повторяются, и, если ты знаешь хорошо историю, ты можешь во многом прогнозировать будущее.

Любимая книга и фильм.

Не могу назвать одну книгу, потому что их много. Это «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Отверженные» Виктора Гюго. Люблю советские гайдаевские комедии, с детства в числе моих любимых фильмов – «Кортик» Николая Калинина. Вообще любимых фильмов много, поэтому перечислять не буду.

Как вы выбирали для себя вуз?

После школы у меня было два пути. Первый путь – это быть военным, второй – строителем. Остановился на втором. Это был 2004 год, и тогда я думал, что все основные производственные фонды в нашей стране устарели, но у нас есть огромные перспективы, и предстоит много интересной работы.

Я уже упомянул, что увлекался историей: я изучал период советских пятилеток, масштабные стройки, которые реализовывались в стране. И мне казалось, что в настоящем придётся многое отстраивать заново, участвовать в реализации масштабных строительных проектов… Это, наверное, подтолкнуло меня выбрать профессию строителя.

Работать я начал ещё во время учёбы в университете. Сначала это была студенческая практика, и я начинал простым рабочим на стройке. Потом я работал в проектной организации проектировщиком. После университета работал инженером ПТО, потом некоторое время опять на стройке – организовывал процесс строительства, был начальником участка, главным инженером в организации. Поступив в аспирантуру, переехал в Москву и в 2012 году устроился на работу в Московский государственный строительный университет. Уже почти 12 лет я работаю в МГСУ.

Скажу абитуриентам следующее: тех, кто выбрал профессию строителя, ждёт очень интересная работа. Кто-то станет работать в проектной организации, кого-то – на строительной площадке, кто-то решит остаться в университете и заниматься научной деятельностью. Какой бы путь вы ни выбрали, вам предстоит увлекательная работа, направленная на создание чего-то нового.

Строительство – это постоянно новые объекты, стройка в разных регионах, общение с интересными людьми, нетривиальные задачи и проекты. Я желаю вам успеха – поступайте, учитесь, развивайтесь.