Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
      Положение о кафедре

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ФГБОУ ВПО «МГСУ»

__________А.А.Волков

«_____»___________2015 г.

Ввести в действие с

«_____»__________2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении дисциплины (модуля) по физической культуре для очной, очно-заочной и

заочной форм обучения в ФГБОУ ВПО "МГСУ"

Москва 2015


1 Назначение и область применения

Настоящий Регламент определяет особенности реализации дисциплин «Физическая культура», «Прикладная физическая культура» (далее - дисциплина физическая культура) для следующих категорий обучающихся:

- Осваивающих образовательные программы по очной форме обучения.

- Осваивающих образовательные программы по заочной и очно-заочной формах обучения.

- Осваивающих образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

- Лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов.

2 Нормативные ссылки

Настоящие положение разработано в соответствии со следующими законодательными и нормативными документами:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным Законом от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.12.1999 № 1025 »Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования»;

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Компетенции – интегрированная характеристика, выражающая готовность выпускника самостоятельно применять знания, умения и личностные качества в изменяющихся условиях профессиональной деятельности;

Индивидуальным планом - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Перезачёт - перенос в качестве изученных дисциплин (раздела), практики, освоенных лицом при получении высшего образования в предшествующее время, с полученной ранее оценкой или зачетом в документы об освоении программы получаемого высшего образования.

Очная форма – классическая форма подготовки специалистов различных уровней по программам профессионального образования, сочетающая самообразование и аудиторные занятия, соотношение которых соответствует требованиям государственных образовательных стандартов.

Очно-заочная форма – форма обучения, при которой обучающийся совмещает работу и учебу. При этом аудиторные занятия проводятся 2-3 раза в неделю остальное время отводится на самостоятельное обучение.

Заочная форма – форма подготовки специалистов, бакалавров и магистров, сочетающая в себе черты самообразования и очной фор-мы образования, где самообразование является превалирующим. ЗО характеризуется чередованием установочных, зачетно-экзаменационных сессии и самообразования с использованием специальных педагогических материалов и технологий образования, в том числе дистанционных.

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

Текущий контроль - систематическая проверка качества получаемых знаний, умений и навыков (компетенций) обучающихся, объективная оценка степени освоения студентами программ учебных курсов, их усилий, результатов, дисциплины с целью обеспечения максимальной эффективности учебного процесса. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик

Промежуточная аттестация - форма контроля качества знаний обучающихся освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Фонд оценочных средств - комплекс методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям ФГОС по направлению подготовки или специальности – ФОС. Фонд оценочных средств включает в себя: перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

4 Цели и задачи дисциплины «Физическая культура»

Целью физического воспитания обучающихся является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Задачи освоения дисциплины «Физическая культура»:

- Повышение социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности.

- Знание научно-биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни.

- Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

- Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте.

- Приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту.

- Создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

5 Содержание дисциплины физическая культура

5.1. Дисциплина «Физическая культура», являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки обучающегося в течение всего периода обучения, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования входит в обязательную часть образовательных программ.

5.2. В процессе освоения дисциплины, обучающиеся овладевают системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности. Обучающиеся также учатся объяснять значение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности; приобретают опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

5.3. Формирование результатов освоения дисциплины «Физическая культура», как части образовательной программы, в форме компетенций происходит на основе получаемых знаний, умений и навыков. По итогам изучения дисциплины обучающиеся должны иметь представление о физической культуре как части общечеловеческой культуры и её роли в развитии человека ,об анатомо-морфологических особенностях и основных физиологических функциях организма человека, общей и специальной физической подготовке. Обучающиеся должны знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни, методики самостоятельных занятий, особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, а также морфофункциональные особенности и возрастно-половые аспекты развития основных физических качеств и двигательных навыков.

5.4. Обучающиеся должны уметь использовать средства и методы физического воспитания для профессионального и личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа жизни; владеть средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.

5.5. При освоении образовательной программы в ускоренные сроки в соответствии с индивидуальным планом, учебная дисциплина «Физическая культура» может быть перезачтена полностью или частично на основании предоставленного обучающимся диплома о среднем профессиональном образовании, диплома бакалавра, диплома специалиста, документах о спортивных квалификациях или иной подготовки в данной области, справки об обучении или периоде обучения по соответствующей дисциплине.

Решение о перезачёте принимается профильной кафедрой МГСУ – физвоспитание и спорта (далее - Профильная кафедра).

5.6. Образовательные программы бакалавриата и программы специалитета включают в себя дисциплины по физической культуре и спорту, которые в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования реализуются в рамках:

- базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" образовательных программ бакалавриата и специалитета в объеме 72 академических часов (2 зачетные единицы) по дисциплине «Физическая культура»;

- дисциплины «Прикладная физическая культура» в объеме 328 академических часов (указанные академические часы в зачетные единицы не переводятся).

Сроки проведения учебных занятий и промежуточной аттестации определяются учебными планами соответствующих направлений подготовки бакалавриата/специалитета.

6 Особенности реализации дисциплины «Физическая культура» для обучающихся очной формы обучения

6.1. Особенности реализации дисциплины «Физическая культура» для обучающихся, осваивающих образовательные программы по очной форме, заключаются в проведении аудиторных занятий, самостоятельной подготовке и контролем результатов обучения в семестре (текущая аттестация) и во время проведения сессий (промежуточная аттестация).

6.2. Для обучающихся очной форм обучения аудиторные занятия по физической культуре проводятся в форме лекционных и практических занятий, объем которых определен в учебном плане.

7 Особенности реализации дисциплины «Физическая культура» для обучающихся заочной и очно-заочной форм обучения

7.1. Особенности реализации дисциплины по физической культуре для студентов, осваивающих образовательные программы по очно-заочной и заочной формам, заключается в интенсивной самостоятельной подготовке студентов (в течение семестра для студентов очно-заочной формы и в межсессионный период - для студентов заочной формы) и контроле результатов обучения во время проведения сессий (промежуточная аттестация).

7.2. Дисциплина «Физическая культура» является обязательной к освоению на очно-заочной и заочной формах обучения. Проводится, как правило, в форме лекционных и семинарских занятий в объеме не менее 14 аудиторных часов на очно-заочной форме и не менее 10 часов на заочной форме обучения.

7.3. Дисциплина «Прикладная физическая культура» не является обязательной для освоения студентами очно-заочной и заочной форм обучения.

7.4. Учебные занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура» для студентов очно - заочной формы обучения могут проводиться по желанию обучающихся, как правило, в объеме не менее 2-х аудиторных часов в неделю в форме практических занятий.

7.5. Для проведения занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура» УМЦ институтов в срок до 15 сентября формируют списки групп студентов 1 курса очно-заочной формы обучения по их письменному заявлению.

7.6. Кафедра физвоспитание и спорта для проведения практических занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура» комплектует учебные группы не более 15 человек с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся. Заведующий кафедрой в срок до 20 сентября передает сведения о количестве студентов и подгрупп по данной дисциплине в Учебно-методическое управление Университета (филиала) для расчета объема учебной нагрузки.

7.7. Изучение дисциплины(модуля) по физической культуре завершается промежуточной аттестацией, установленной учебным планом.

8 Особенности реализации дисциплины «Физическая культура» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов

8.1. Образовательный процесс по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ) осуществляется с соблюдением принципов здоровье сберегающих технологий и адаптивной физической культуры.

8.2. МГСУ обеспечивает проведение мероприятий, направленных на медицинско- оздоровительное сопровождение данной категории обучающихся, диагностику физического состояния обучающихся-инвалидов, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.

8.3. Для проведения лекционных и практических занятий с обучающимися с ОВЗ допускаются преподаватели имеющие соответствующую подготовку в области адаптивной физической культуры.

8.4. В лекционных материалах отражаются методики построения моделей физкультурно-спортивной деятельности для решения проблем со снижением или ограничением двигательной активности обучающихся с ОВЗ, основывающиеся на использовании соответствующих методик.

8.5. На основе совокупности самостоятельных исследований и лекционного материала, обучающимися разрабатывается собственное исследование по проблематике физкультурно-спортивной деятельности при конкретном заболевании (заболеваниях) в форме реферата.

8.6. В зависимости от нозологии обучающегося и степени ограниченности возможностей в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы, занятия для обучающихся с ОВЗ могут быть организованы в следующих формах:

- подвижные занятия адаптивной физической культурой в специально оборудованных спортивных залах или на открытом воздухе;

- лекционные занятия по тематике здоровье сберегающих технологий.

МГСУ для полноценного занятия физкультурой создает для обучающихся с ОВЗ специально оборудованные спортивные площадки и помещения. Оснащение спортивных площадок и помещений должно отвечать принципам создания безбарьерной среды.

8.7. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МГСУ создает фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся с ОВЗ и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной профессиональной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех заявленных компетенций.


Резерв


Лист согласования

Разработано:

Начальник ООСП О.А. Ружицкая

Согласовано:

Проректор О.В. Игнатьев

Проректор Е.В. Королев

Начальник УМУ О.М. Баранова

Начальник юридического отдела А.Ю. Зиновьев

Экспертиза проведена:

Начальник ЦМК С.Н. Тохтуева


Лист регистрации изменений

Наименование и номер

документа-основания

Номера листов (страниц)

Дата

введения изменения в действие

Подпись

ответственного за внесение изменений

Изменение

Аннулированных

Новых

Лист регистрации рассылки

СК О ПВД 06 - 200 – 2015

Положение о фондах оценочных средств

(Наименование документа)

Руководитель подразделения: ________ _______ _____

(Подпись) (Дата) (И.О.Ф.)

Номер

Документ получил

экземпляра

Фамилия,

инициалы

Наименование подразделения

Дата

Подпись

Рассылку произвел:

___________ _____________ ______________

(Должность) (Подпись) (Дата) (И. О. Ф.)

Документ изъят:

Основание:

_____________ ___________ _____________ ______________

(Должность) (Подпись) (Дата) (И. О. Ф.)